Якорь
Якорь очень важная и полезная штука на яхте. Иногда бывает так, что фиксатор выскакивает или веревочка страхующая якорь отвязывается и на волне слетает якорная цепь с лебедки или кто-то из экипажа забыл туго закрутить ручную передачу якорной лебедки.
Причин для самопроизвольной отдачи якоря может быть множество. При приемке яхты посмотрите в якорном ящике заведен ли «живако галс», то есть привязана якорная цепь или нет, если не привязана, не поленитесь привяжите. Итак это произошло, шли шли, и вдруг зазвенела цепь и якорь благополучно улетел в воду вместе с цепью, если не глубоко, то скорее всего вы встанете на якорь и у вас не возникнет трудностей с подъемом якоря, гораздо хуже если это, как всегда бывает, произойдет в открытом море, на глубине и еще ночью.
Не забудьте надеть страховочный пояс, кому-то придется работать на носу яхты, возьмите фонарик и два длинных швартова. Вытянуть лебедкой можно, но скорее всего она сгорит. Поэтому хотя бы половину якорной цепи нужно выбрать в ручную. Садитесь в якорный ящик и задайте швартов за цепь, заведите свободный конец на шкотовую лебедку и вытягивайте цепь на палубу. Фиксируйте. Привязывайте второй швартов и снова вытаскивайте с помощью ручной лебедки, и так меняя швартовы, вытаскивайте якорь. Времени займет примерно полчаса.
Трюмная помпа
Эта помпа не намного прочнее гальюна, но доступ к ней существенно легче. Имеет на современных яхтах два режима – автоматический и ручной, после нескольких недель эксплуатации, остается как правило один режим, догадайтесь какой, конечно ручной. Принимали яхту, работала, вышли в море, немного покачались, не работает? Шли себе по морю спокойно, катались, и надо же было кому-то из экипажа захотеть бутерброд, спускается в яхту, а там вода. Не поленитесь, попробуйте на вкус, не надо черпать и выпивать стакан, достаточно обмокнуть палец и приложить его к языку. Как вкус? Солененькая? Значит забортная….? Ан, нет, пресная? Это уже лучше. Не надо покидать судно на спасательном плоту, до затопления еще очень далеко.
Знаете, какая самая лучшая помпа? Именно – ведро и черпак в руках перепуганного экипажа. Не спешите черпать. Поднимите пайолы в месте, где располагается помпа и посмотрите – скорее всего, поплавок помпы не свободен и помпа не может сработать. Освободите поплавок от грязи. Не заработала? Переключайте помпу в ручной режим. Есть еще вариант ручной помпы, не делайте резких движений, пластик ручной помпы очень хрупкий, плавно начинайте качать и черпать.
Лаг
При приемке яхты, как правило, нет возможности проверить работоспособность лага, эта штука отвечает за то, что бы показывать вам скорость движения яхты, а так хочется знать свою скорость относительно воды. Полезно узнать еще на стоянке, где находится датчик этого прибора и есть ли на месте, то есть валяются рядом заглушки, это такие черные пластиковые штуки по форме похожие на гриб. Должны быть с крышкой, на крышке резьба. Откручивайте датчик, смело вытаскивайте, яхту лучше в этот момент остановить. Вытащили? Быстро вставляйте заглушку и закручивайте, нальется примерно пару литров воды. Смотрите вертушку датчика, заросла ракушками, промойте в пресной воде и аккуратно ножиком удалите наросты. Установка в обратном порядке, обратите внимание на стрелку на крышке датчика, стрелочка должна смотреть в нос яхты.