Заход на швартовку к понтону у заправки в марине Радасуль в сильный ветер.
Хорошее видео швартовки в марине Радасуль в сильный ветер. Не совсем удачная швартовка, но все живы, лодка цела, будем учиться на чужих ошибках.
Как сделать такую швартовку наиболее простой и спокойной?
Предварительная подготовка.
Ширина от понтона заправки до понтона на противоположном берегу 28 метров. Там стоит катамаран, вычитаем 8 метров, остается 20. Лодка в длину 15 метров. От угла стенки до заправочного понтона 19 метров. На то, чтобы остановить лодку, места вполне достаточно.
Вывешиваем на левый борт низкие кранцы, примерно вровень с водой, наиболее сильно защищаем борт поближе к корме. Убираем тент, во-первых, он мешает работе со швартовыми на кормовой утке, во-вторых, создает дополнительную парусность на корме.
Задаем длинный швартов за левую кормовую утку. Можно через утку провести на лебедку, чтобы было удобнее травить. Аккуратно разбираем швартов для бросания. Назначаем наиболее ловкого для бросания швартова. Вооружаем кранцем одного из членов экипажа. Его местоположение около мачты, никуда не бегать без команды.
Остальным задача: не мешать, из кокпита на палубу не выходить. Объясняем последовательность действий. Делаем упор на сложность захода в сильный ветер и на то, что все маневры будут резкими.
- Все по местам, начинаем маневр. Основное это управляемость лодки. В данных условиях безопасная скорость (хорошая управляемость) около 3-х узлов. Естественно заранее выясняем направление вращение винта. У нас (лодка на видео) винт левый, поэтому при включении заднего хода корма лодки будет уходить направо.
- Идем на угол стенки у заправки.
- Немного не доходя до угла, переводим лодку в движение параллельно стенке, на расстоянии примерно двух метров от стенки. Включаем заднюю передачу на малый ход.
- Резко поворачиваем направо, чтобы яхта начала вращаться, в дальнейшем это вращение компенсирует колесный эффект (проп-эффект). Даем полный назад. Грохот и копоть.
- Яхта еще управляется как на переднем ходу, и руль вращает её по часовой стрелке, но колесный эффект уже тянет корму направо и притормаживает вращение. Контролируем штурвалом положение лодки. Не надо бояться того, что лодка сильно развернулась направо, с помощью колесного эффекта легко развернуть её обратно. Яхта резко притормаживает. Даем команду на бросание швартова. Нос яхты должен быть направлен от стенки или параллельно стенке. В результате этого маневра яхта разворачивается примерно параллельно стенке и останавливается ( в крайнем случае медленно двигается в глубь марины). Как только яхта на малой скорости становится примерно параллельно стенке, газовать особого смысла нет, скорость яхты маленькая и нам нечем противодействовать уводу кормы направо. Переводим на нейтраль или на малый назад. Ждем когда закрепят швартов.На эту операцию у нас есть секунд 15-20. Если лодка движется, то штурвалом контролируем положение лодки. Веревка закреплена. Ребята на берегу на всякий случай потравливают швартов, чтобы смягчить удар. Можно потравливать и с борта лодки.
Кормовой швартов задан, можно спокойно подойти к понтону и задать ещё несколько швартовых.
Ветер сильный, поэтому маневр должен быть уверенным и четким. Колесный эффект уводит корму от места швартовки. В случае неуверенных действий ветер и винт (колесный эффект) уведут корму яхты на противоположную сторону.
Что на видео:
Из кранцев только один для швартовки к понтону, остальные висят кое-как. Впрочем это не критично, на понтоне есть кранцы. Решили принимать швартов с берега, тоже не очень критично, но тент не убран и мешает работе со швартовыми.
Яхта идет по середине прохода, далековато для бросания веревки. Перед входом врубают задний ход, теряют скорость и колесный эффект уводит корму вправо. То что притормозили — хорошо, легче поймать веревку, но желательно подойти поближе.
0:53. Лодка идет на расстоянии примерно 7 метров от стенки, с угла стенки бросают конец на бак. Конец пойман, передают на корму. Лодка набирает ход, немного управляема. Идет на сближение со стенкой. Если врубить задний она развернется, надо отворачивать.
1:04. Врубают задний! Лодка притормаживает и корма очень бодро уходит в правую сторону. Обеспечивая натяжение кормового швартова. Прежде чем давать полный задний ход, надо было задать лодке вращение по часовой стрелке повернув руль и возможно даже дать тычок дизелем на переднем ходу. А тут ещё и сильный порыв ветра в придачу. Лодка развернулась практически поперек прохода в марину.
1:13. Пойман второй конец, но он не очень нужен, пока не закреплен кормовой швартов.
С кормовым возятся уже 20 секунд!
1:20. Всё, лодку разворачивает поперек и несет мимо причала. Со швартовкой покончено.
1:33. Кормовой швартов ушел с лодки. Возились 40 секунд!
Всё закончилось более-менее благополучно!
Основная проблема в слабой подготовке к швартовке:
- нет кранцев, не убран тент;
- не подошли на близкое расстояние для приема швартова;
- не учли колесный эффект при сильном попутном ветре;
- не сумели задать кормовой швартов.
Будем учиться на чужих ошибках.
Такие погодные условия встречаются очень редко. Большое спасибо, экипажу лодки, береговой команде и автору видео за возможность посмотреть реальное поведение лодки в сильный ветре и поучиться в комфортных условиях.