Управление парусным катамараном имеет свои особенности, и не только под парусами. На входе/выходе из марины также есть свои нюансы, особенно при наличии волнения.
Попутная волна на входе в марину.
Корма находится на гребне волны, где вода движется поступательно по направлению волны и рули практически не работают, нос находится на подошве волны. Волна подхватывает катамаран и стремится развернуть его лагом. Попытки развернуть катамаран рулями не приведут к успеху, практически единственный вариант активно рулить двигателями.
Бывает и так…Прекрасный тихий вечер, кто-то подогнал небольшую попутную волну. И вечер сразу перестает быть томным.
Серфинг на закате. Ничто не предвещало беды.
Встречная обрушивающаяся волна на выходе из марины.
Катамаран. Выход из марины и прохождение зоны обрушения волн.
Катамаран имеет меньшую поворотливость по сравнению с однокорпусной яхтой при управлении рулем. Встречная волна вызывает сильную потерю скорости. Круизный катамаран при прохождении встречной обрушивающейся волны может потерять около 100% скорости относительно воды, может даже поехать назад. В случае прохождения через встречное волнение необходимо переходить на рулежку дизелями, рули вообще не работают!
Волна стремится не просто отбросить катамаран назад, она стремится развернуть катамаран лагом к волне. Желательно упреждать удары волн стремящиеся развернуть лагом и ни в коем случае не подставлять борт под обрушивающиеся гребни. И как минимум моментально компенсировать уход с курса активной работой с дизелями.
На большинстве моделей катамаранов рули расположены перед винтами, поэтому на переднем ходу на перьях нет сильного потока от винта. Как следствие этого — крутить штурвал на переднем ходу бессмысленно.
Выход из марины в практически безветренную погоду, но с волной выходящей на мелководье. Ничто не предвещало беды.