Подходить к причалу для швартовки лагом можно практически под любым углом от 0 до 90 градусов передним ходом, впрочем, никто не мешает подходить кормой вперед под углами от 0 до 90 градусов.
Яхта парусная однокорпусная. Вариант подхода носом вперед перпендикулярно причалу.
- 1.Идем вперед с небольшой скоростью, обеспечивающей устойчивую управляемость. Обычно достаточно до 3-х узлов. Прицеливаемся на место швартовки, идем на кнехт, где у нас будет находиться корма.
- 2.Примерно за полтора корпуса переводим дизель в нейтраль. Выбираем момент начала маневра. Для этого желательно хотя бы немного представлять маневренность данной яхты. Чем меньше мы знаем яхту, тем более надежными и безопасными должны быть маневры. Включаем самый малый задний ход. Яхта начинает немного притормаживать.
- 3. Начало маневра. Перекладываем руль резко в сторону от причала, не совсем до упора, и увеличиваем обороты заднего хода. Яхта начинает вращаться и одновременно гасится скорость поступательного движения вперед. Яхта управляется рулем как на переднем ходу, хотя винт работает назад. Яхта поворачивается с замедлением поступательного движения вперед и немного проскальзывает боком.
- 4. Работая ручкой газа, останавливаем поступательное движение вперед вблизи планировавшегося места швартовки. Поступательного движения вперед нет, сила поддерживающая вращательное движение пропадает, яхта вращается по инерции, вскоре вращательное движение прекратится. Чтобы быстрее остановить вращение можно выставить руль из положения поворота в ДП.
- 5. Яхта встала у причала, задаем кормовой швартов и включаем передний ход — яхта прижимается к причалу, задаем носовой швартов. Всё, пришвартовались.
Описана швартовка с подходом к причалу под углом близким к 90 градусов. При уменьшении угла уменьшается скорость сближения яхты с линией причала, но не меняется принцип швартовки — задать яхте вращение и погасить поступательное движение вперед. Вращение регулируем в основном рулем, скорость поступательную оборотами винта. Подходим на минимальное расстояние и встаем параллельно причалу. При швартовке лагом большое значение имеет направление вращения винта (колесный эффект), яхта легче (охотнее) крутится вправо при правом винте (швартовка левым бортом).
Катамаран.
Вариант подхода перпендикулярно причалу передним ходом.
На катамаране винт может располагаться как перед пером руля, так и позади пера. Это следует учитывать при работе штурвалом на малой скорости при швартовке, на пере руля чувствуется только поток от винта. При винте перед пером работа со штурвалом как на однокорпуснике. При винте после пера, следует работать наоборот, подставляя перо руля под поток заднего хода.
1. Чтобы не мудрить, штурвал лучше закрепить в ДП. Работаем только дизелями. Идем вперед с небольшой скоростью, обеспечивающей устойчивую управляемость, Обычно достаточно до 3-х узлов. Прицеливаемся на место швартовки, идем примерно на кнехт, где у нас будет находиться корма.
2. Примерно за полтора корпуса переводим дизеля в нейтраль. Выбираем момент начала маневра. Включаем самый малый задний ход на поплавке в сторону поворота (наример, правый дизель), винт из свободного вращения под действием набегающего потока переходит во вращение в противоположную сторону. Катамаран начинает немного притормаживать и разворачиваться, но ещё идет явно в причал, расстояние сокращается.
3. Увеличиваем обороты заднего хода (до среднего или более), катамаран вращается, нос поплавков уходит в сторону от причала. Следим за положением носа ближайшего к причалу поплавка, регулируя обороты заднего хода на дальнем от причала поплавке, удерживаем нос на безопасном расстоянии.
4. Катамаран вращается и ещё немного движется поступательно вперед. Работая ручкой газа правого дизеля, останавливаем поступательное движение вперед вблизи планировавшегося места швартовки, по инерции катамаран немного проскальзывает боком к причалу. Если немного промахиваемся, то для более тонкого маневрирования начинаем помогать другим дизелем. Добиваемся нулевой поступательной скорости и остановки вращения катамарана.
Катамаран встал около причала, задаем кормовой швартов и включаем передний ход — катамаран прижимается к причалу, задаем носовой швартов. Всё ошвартовались. Если удобнее первым задаем носовой швартов.