Дек 272011
 
Такие публикации появляются время от времени, авторы описывают основательную подготовку и   удачные плавания с купанием и  ловлей рыбы. Наше плавание  существенно отличается от таких  описаний и может служить пособием «как  не  должно быть».

Сходить по этому маршруту захотелось сразу, как узнал про него — почувствовать океанскую волну, простор, ветер. Да и переход   one way – тоже приятно, надоели эти возвраты в точку выхода.

Для тех, кто не в курсе- фирма  каждую осень перегоняет часть своих яхт с Пальмы де Мальорки ( Балеарские острова ) на Тенерифе (Канары ) через Мадейру, а весной, в апреле, обратно. Перегон длится 21 сутки.

Зимой на Канарах тепло и приятно и яхты востребованы. Поэтому, чтобы заинтересовать народ, стоимость фрахта на перегон невысока, наша яхта стоила 3000 евро.

Маршрут

Маршрут естественным образом разбивается на три недельных этапа:  Пальма- Гибралтар ( 470мм –морских миль ), Гибралтар- Мадейра ( 630мм ), Мадейра-Канары ( 275 мм ) и по островам – сколько время позволит.

Прочитал несколько отчетов об этом  маршруте, о том как некто ВП тащил на буксире яхту с отказавшим двигателем по штилевому океану ( надо же, штиль ! ) о ветрах, преимущественно  север, северо-восток, о погоде. Решил, что идти нужно осенью, в октябре- тепло и ветер попутный, не менее двух яхт совместно, мало ли что  случится, все таки- океан ! ( Так, знаю случай, когда на волне лопнул штаг и мачта завалилась ). Нужно не меньше  двух шкиперов на переход и  три  опытных человека, которых можно поставить за штурвал на вахте.  Яхта нужна достаточно мореходная, не менее 42-й, например OCEANIS 423. Такие вот мечты…

Особенности  «идеологии» «яхтенных» фирм

Предложил знакомым шкиперам, думал – ухватятся, но нет, у всех свои планы. И  я  с горящими глазами обратился в две  фирмы, с которыми  давно имел дело, арендуя яхты –помочь с набором экипажа на такой прекрасный маршрут.  Тут же получил категорические отказы с идентичной формулировкой-«это противоречит идеологии нашей фирмы».  Я лишился дара речи и не смог спросить, как плавание на яхте противоречит идеологии фирмы, которая именно этим и занимается?

Поразмыслив, понял, что они по своему правы. Это  яхтсмены  рвутся  в море и готовы  платить за это, а фирма должна зарабатывать деньги, и если недоберет 100-200 евро… то это  «противоречит идеологии».

Но сказано же –« не хлебом единым…»

Экипаж

Но вот нас  пятеро — примкнули два шкипера ,  Михаил и Денис 36 лет, правда, без опыта самостоятельного плавания и их женщины, Марина и Катерина.. Денис, Катя и Марина были со мной в Хорватии, когда дунуло за 30 узлов и мы, зарифившись, носились по морю просто для удовольствия . Марина стояла за штурвалом и неплохо справлялась. А Денис в тот же год прошел  курс обучения и получил сертификат шкипера.

Михаил — опытный путешественник, ходил на лыжах к Северному полюсу, в зимние походы, на надувном катамаране в одиночку у берегов Швеции. Михаил —  признанный наш кулинар — он очень воодушевился, узнав, что на яхте есть газовая духовка.

Дальнейшие настойчивые поиски мои дали плоды- появились два парня лет 30-ти — Эдгар и Пётр, никогда не ходившие на яхте даже под Москвой, но полные энтузиазма, и Лев Ульянский, которого послало мне провидение за мою настойчивость. Со Львом мы давно в переписке, есть общие знакомые, человек ходил не раз в море, позиционирует себя как штурман. Идет на все три недели.

Расклад такой- Михаил с Мариной вылетают в Испанию 16 октября, неделю катаются на серфах в Тарифе, присоединяются к нам в субботу 23 октября в Гибралтаре и идут до Мадейры.  Денис с Катей прилетают в Малагу 20 или 21, путешествуют по Испании и идут на две недели Гибралтар –Мадейра — Канары.  Петр с Эдгаром идут на первую неделю.

Берем яхту

Яхту   решили яхту брать недорогую, но мореходную . По соотношению цена/качество получилась четырехкаютная CYCLADES  43.4  — широкая, с большим развалом бортов и, как следствие, тихоход .  Емкости маловаты – вода- 400 литров, топливо 200. Топлива хватит лишь на полпути в океане, с водой тоже ограничения- женщины будут мыться через день, а мужчины раз в три дня. Терпимо.

Тем временем нашлись координаты того ВП, который не раз ходил по этому маршруту и уже застолбил Океанис 50, готов принять нас в свою кампанию и идти совместно.

Но наша яхта- тихоход, надо расплачиваться за излишнюю ширину .

-Ничего страшного –говорит ВП – будем ждать вас. От сердца отлегло -мы не одни.

Согласовали выход на второй этап –23-го октября во второй половине дня из новой марины  La Linea  в Гибралтаре, в которой ВП советовал остановиться.

Золотой человек !

Знать бы, как все обернется !

Итак, на первую и третью недели нас четверо, рассчитывать можно на двух- трех, включая меня.   Вот за вторую неделю я был спокоен- с такой то командой !

« Ходит пташка весело по тропинке бедствий,

не предвидя от сего  никаких последствий»

Флотилия

К моменту выхода 16 октября собралось уже 5 яхт, от Баварии 50  до Баварии 37, так что появился участник с близкой к нам скоростью, приятно. Программа такая- старт в ночь на 17 октября, короткая стоянка между Ибицей и Форментерой, в ночь выход на Картахену. Там сутки отдыха и в Сеуту, где проведем сутки, потом в  марину Гибралтара и в субботу 23- старт на Мадейру.

Наш самолет на Мадрид задержался на час, так что на  рейс из Мадрида на  Пальму де Мальорка не успели и улетели лишь к вечеру и в порту были со Львом, когда уже стемнело. Пётр и Эдгар летели через Барселону, прилетели днем, купили провизию. Представители фирмы ждали нас на пирсе и началась приемка в быстром темпе.

Завести мотор, пусть работает, распустить паруса, где предохранители, выключатели и тп.? Тузик привязан на носу, где весла ? Так, подвесной мотор…. Где масло для двигателя, так ,..аварийный румпель, дополнительные канистры под  солярку, обещали запасные паруса… вот они. Ну и тд. Лев прекрасно знает английский, и немного испанский, что существенно ускорило приемку.

 

В начале 22-го часа акт был подписан и я звоню ВП ( остальные яхты в другой марине )-                                    «мы готовы»

-к чему- раздается злобный голос

-к выходу- радостно сообщаю

-у нас проблемы с оплатой, выходим завтра утром. А вы можете идти  сейчас.

-нет уж, давайте выйдем вместе.

И мы извиняемся перед фирмачами за суету и расслабляемся.

Стартуем

Выходим наутро  в начале  11-го, нас три лодки, кто-то ушел в ночь, кто-то рано утром. Странно… Диспозиция меняется- идем сразу в Картахену – 215 миль.

Часа  два идем на моторе, осваиваемся. Так, лаг не работает… хорошо  картплоттер на палубе, можем следить по GPS, очень удобно. И не раз  еще мы вспоминали с благодарностью, что у нас картплоттер под рукой. Ещё я  взял с собой GPS-навигатор с цветным экраном- удобно использовать при подходе к марине, если картплоттер внизу, в кубрике. Этот прибор отказал через неделю.

Вышли из-под прикрытия берега и ветер поднимается довольно резво — 10 узлов, 12, 15…  Ставим паруса, глушим двигатель, ветер усиливается, льет дождь, идем в бакштаг правого галса. Две лодки понемногу уходят вперед. Конечно, 50-й Океанис  и 50-я Бавария ! Настраиваю паруса, попутно объясняю новичкам , ветер уже 23-25 узлов, мы идем временами 10 узлов, вот уже 11 ! ( Правда, это мгновенная скорость, например, при сходе с волны )

Правее нас, примерно в  миле, берег, дальше по ходу мыс, а там открытое море до Ибицы.

Лев трудится за штурвалом как грузчик- яхта отчаянно приводится и он пытается держать её на курсе. Ветер усилился до 26-28 узлов, хорошо идем !

Аварийный румпель

Раздается странный треск и Лев валится на палубу. Матросы поднимают его, а я хватаюсь за штурвал- пусто, крутится свободно ! Яхта приводится до галфинда и   бодро несется к берегу. Растравливаю паруса ,  пытаюсь майнать геную ,кричу Льву –

— Аварийный румпель ! В левом рундуке !

Мельком вижу огромные глаза новичков. Ничего, не сдрейфили, помогают  нам. Конечно, румпель на самом дне, Лев рвет его оттуда, тот сопротивляется.

-Спокойно, Лева, спокойно, у нас есть время.

Вот генуя убрана, скорость слегка снизилась но и только. Грот прижало ветром и он не убирается ( у нас круизер, грот уходит в мачту  и легко может «закусить «)

А в голове щелкает « одна миля- 10 минут ».  А при нашей скорости ещё меньше. Даже с растравленными парусами при ветре 28 узлов идем очень ходко. Сколько мы уже несемся к берегу? Вот уже и прибой хорошо виден.

На палубу летят канаты, канистры, запасной якорь… Румпель не поддается.

— спокойно, Лев, у нас есть еще время… ПРАВДА, ЕГО НЕМНОГО…

Но вот румпель вырван из рундука, а мы тем временем выбираем грота-шкоты ( почему раньше не сделали ? ) и яхта медленно, нехотя приводится. Быстро убираем грот, заводим

двигатель, уходим от берега. Уф !

Возвращение

Вызываю по рации ВП, сообщаю, что  сломали рулевое управление и возвращаемся в марину на ремонт.

— Ну что, оттащить вас ?– грустно спрашивает ВП

-Да нет, сами дойдем

-Ну, догоняйте-

И ушли корабли, мои братья, мой флот.

Кто чувствительней – брызги сглотнули…

Без меня продолжался великий поход,

На меня ж парусами махнули.

Ну, пошли назад. Черт, как туго эта  «кочерга» ходит. Долго не порулишь, а идти еще часа 2-3. Звоним в контору- никого. Конечно, воскресенье ! Звоню в Москву дочери, она копается в моей переписке с фирмой, дозванивается, нас ждут на пирсе. Приходим в 14-30, начинается ремонт. Мы порвали цепь ! Здоровенная такая, от мотоцикла, на  30-40 лошадей рассчитана, но вот порвали же. На крыльчатку  лага побрызгали чем то, вряд ли поможет. Выяснилось, что запасной якорь не прикреплен к цепи и не прикрепить — мочка заржавела, а  цепь не прикреплена к канату.. И вот в таком виде нам это подсунули. Извинились, принесли  мочки из нержавейки. Позже выяснилось, что и весла тузика сломаны. Заодно вытребовали крышки от кастрюль- отсутствовали.

Попутно выясняется, что мы напрасно так мучились с этим румпелем, у автопилота –свой привод, два здоровенных  цилиндра, похоже на гидропривод, как на машине.  Если б знали… А НАДО БЫЛО ЗНАТЬ ! Конечно, в открытом  море попробовали бы  включить «avto», а в этой суете…

ДУБЛЬ 2

Выходим в  18 часов, идем на моторе. Руль ходит туго, яхта рыскает. Но по спокойной воде можно приноровиться. Но вот мы отходим миль 5… Ветер не так силен , как днем  — 12-16 уз, дождь кончился,  ставим паруса и… и понимаем, что управлять лодкой очень тяжело- цепь перетянута, руль не встает в спутную струю, отпустишь штурвал-  нехотя поворачивается, зажатый. Хуже того, яхта совершенно не сцентрована, приводится даже с одной генуей ( как это вообще возможно ? )  и « висит » на руле. Не зря Лев так упирался! Штурвал повернут на 40 -45 градусов, чтобы  вести лодку по прямой. Прибегаем к хитростям- геную перебрать, а грот  потравить . Становится чуть лучше, градусов на пять.. Ну а когда задует хорошо и волна в океане поднимется ? Мы же опять цепь порвем.

Выясняются особенности яхты

Ну что, вернуться ? Ну, отпустят они цепь, легче ходить будет, но с центровкой- то что делать ? Мы же из-за этого и цепь порвали, все пытались её увалить. Мачту вперед уже не наклонить- у ахтерштагов  все отдано, да и не наклонять нужно, а перенести мачту вперед сантиметров на 50, что мало реально.

Сегодня ремонтировать не будут, значит, еще один день потерян, а может и не один.

К отплытию из Гибралтара можем не успеть и пойдем мы в океан одни…

Те же мысли, похоже, были и у  Льва, мы и не обсуждали эту ситуацию, а нажали кнопку  AVTO.

А вот теперь сготовить поесть, и салатик бы !  Рюмочку сейчас пропустить, а после обеда еще глоточек рома. И трубочку закурить.

И вот мы уже минуем злополучный мыс, ветер  16-18 уз в бакштаг, для нашей широкобедрой лодочки это легкий бриз, она почти не кренится, идет 6.5 уз по GPS , лаг- то врет безбожно, показывает 4 узла. Ладно, в марине посмотрим. Как правило, дело не в самой крыльчатке, а в том, что  на днище яхты в месте крепления трубки лага  образуется соляной нарост, который и тормозит крыльчатку. Нужно, вынув крыльчатку , срезать этот нарост ножом. После такой операции наш лаг заработал, но занижал скорость и путь на 8 процентов.

Вроде бы вышли

А сейчас —   курс- на южную оконечность Форментеры !

Спадает напряжение предыдущего дня, все прекрасно, жизнь налаживается.

….В кубрике что то запищало, на приборном щите  мигает светодиод- аккумулятор разрядился ! Ну да, автопилот питается от аккумулятора, а у нас еще цепь перетянута и аккумуляторы, похоже, старые.  Но все равно, чтоб так быстро !?  Заводим двигатель, пусть на холостых поработает. Не тут то было ! На ХХ напряжение генератора 13 вольт, мало для зарядки, поддаем до 1400 об/мин.  Теперь  генератор  заряжает аккумулятор, а автопилот разряжает, –кто кого ?  Генератор побеждает  и через 1,5-2 часа работы мы выключаем двигатель.

Аккумуляторов хватает на 3 часа днем и на  2 часа ночью, когда горят ходовые огни. Отныне мы всегда идем в таком режиме, излишне сжигая топливо.

Новичков слегка укачивает и мы их не тревожим, так что они  много и долго спят, разленились и даже не готовят. Все прощаем за их мужественное поведение и искреннюю радость от путешествия.

Автопилот капризничает

За штурвалом, вернее сказать- перед ним, сидим  по очереди со Львом, кто сколько сможет. Казалось бы, что там сидеть ? Идет себе яхта на автопилоте. Так то оно так, только на сильных ветрах автопилот « свихивается » и рулит черт-те куда. Мало того, наш автопилот был особенно упрямым и злобным —  на приборе высвечивался нужный курс , которым  должны идти, а в действительности- бог знает  что. Управление  отдавал не сразу после нажатия кнопки STANDBY, а долго упираясь, так что приходилось нажимать STANDBY- AVTO -STANDBY  2-3 раза. Да и с этим можно бы смириться, но у нас штурман есть !

Сразу перевел картплоттер в режим русского языка ! Я не знал, что это возможно. Прокладывает курс до марины, ставит несколько промежуточных точек, включает  TRACK  и яхта идет (должна бы идти ), сама поворачивая в нужных точках, учитывая снос, течение и тп.  И скорости течения, сноса  и ветра показывает в разных цветах на экране. Казалось, что скоро и швартоваться сама будет.

Но, если уж автопилот свихивался в положении  TRACK, то отдавать управление он не желал вовсе. Нажимаешь STANDBAY — высвечивает на долю секунды реальный курс, а потом опять прежние показания и штурвал из рук вырывает. Иногда кнопка STANDBY его отрезвляла, но чаще, потыкав её, нужно было, бросив штурвал, рухнуть на колени, на уровень закрепленного картплоттера, и  два- три раза нажать кнопку «прекратить следование ». На все эти телодвижения нужно время, а счет иногда идет на секунды.

Так, шли мы, поставив стаксель  «на  бабочку ». Завели  на гик завал-таль из  15 мм  шкота .

Изменение курса заметили не сразу, поняли, когда гик задергался, ветер пытался его перебросить . Пока боролись с автопилотом за управление, оболочка шкота лопнула и нити вытянулись, вот-вот порвется ! Но тут удалось повернуть штурвал . Так что спокойной жизни не было.

Картахена

Приходим в Картахену 19-го в 5 утра, спим до 10 ти, выползаем на свет божий- все яхты уже тут, но в мнениях полный разлад. Похоже, собралась компания анархистов. Опять звонки, встречи на набережной … ВП с Антоном  ( Бавария 37 ) собираются скоро выходить в Сеуту через Альборан- маленький островок с гарнизоном и капитан гарнизона решает, пустить вас на берег или нет. Кирилл (49-я ) и Федор (393-я ) пойдут вдоль берега в Пунта дель Эсте. Берем координаты марины и уходим в город – чистый, уютный город с неспешной жизнью, со старыми, хорошо сохранившимися домами и с новыми, хорошо вписавшимися в старый город.

Пока, Картахена

Уходим в 19 часов одни, до марины 145 мм, ночью еще дует, а наутро- штиль, жара, все мы расслабились и тут море преподнесло дорогой подарок- дельфины и что то похожее на них. « Касатки» — решил Лев. Выключили мотор и по инерции подошли к трем животным-  пара с детенышем. Они заинтересовались нами, тыкались мордой в борт, никакого страха ! Удивительно приятное чувство – видеть этих больших  спокойных теплокровных животных. Их сородичи тоже подплыли к нам, их было больше 20-ти ! Большая тупая голова, толстое туловище и длинный тонкий хвост. Длина около 4- 4,5 метров, цвет темно бурый, брюхо светлое. Это не касатки, я вспомнил, что есть отряд небольших, до 5-6 метров, китов, называются гринды.

Вот я пишу эти строки, а жена в ужасе зовет меня к своему компьютеру- на Фарерских островах ( Дания )- молодежь убивает китов, приплывших к берегу , это у них развлечение такое.! Киты совершенно беззащитны и доверчивы. Да, это «наши» киты !  Там их убивают десятками, это отвратительно !

Тем приятнее вспоминать, как спокойны и дружелюбны были киты у берегов Испании, там на них не охотятся. Мы провели с ними больше часа, а потом завели двигатель и на полном ходу направились к стае дельфинов, круживших метрах в 200 от нас. Дельфины любят звук двигателя и скорость, они пересекали наш путь прямо перед форштевнем или проныривали поперек хода перед килем и вылетали в воздух ! Чудесное зрелище ! Порадовался за наших новичков, столько всего увидели они за это время.

Марина дель Эсте

В Пунта дель Эстэ пришли в  20 часов, уже в темноте. Маленькая марина, все места заняты, только щель какая-то метра два шириной.  Нас окликнули  «Вадим ! Давай сюда. Да-авай, давай !»  И на руках втянули нас и дотащили до набережной, расталкивая соседей. – Спасибо, ребята !

И вот мы сидим в кафе на набережной , в 3-х метрах от своей лодки.

—    А Фёдор где ?

-ещё не пришел, он двигатель почти не включает, идет на парусах.

Утром обнаруживаем яхту  Федора- он идет вдвоем с женой, её укачивает, когда он спит, непонятно.

Вечером выходим на Сеуту ( 95 миль ) и приходим туда рано утром в пятницу.

Сеута

Ночью хорошо видны огни на берегу, Испания вся светится по ночам, но перед нами, южнее — Марокко, и там огней почти нет. Даже непривычно. Отдельные слабые огоньки

« Дрожащие огни  усталых деревень »

А вот Сеута сияет огнями. Удивительное дело — Испания на африканском берегу ! Не менее удивительно, чем владения Британии в Гибралтаре — на территории Испании !

Осматриваем город, жаль, времени на это мало – к вечеру мы заправляемся   ( полный бак и 120 литров в четырех канистрах ) и, сопровождаемые стаей мелких дельфинов, уходим в Гибралтар,  в новую марину   La Linea, как и договорились ранее.

Обратно в Европу

Скала Гибралтар –явление удивительное – огромная гора, к  вершине которой прицепилась чёрная туча и, невзирая на ветер, держится на месте.. В глубине залива стоит много грузовых судов . Минуем британскую территорию и швартуемся  уже в темноте к понтонам, т.е. колебания уровня воды в прилив –отлив уже весьма  значительны.

Все идет по плану- Денис с Катей приезжают на яхту завтра утром, а Михаил с Мариной сидят неподалеку, в  ресторане Гонконг  и мы присоединяемся к ним. Ресторан  этот горячо всем рекомендую !  Масса всякой китайской снеди, морепродуктов, все очень вкусно, подходи, сколько хочешь.

Михаил сидит встревоженный  над компом, смотрит сводку погоды, хором с Мариной сообщают ужасную весть- на Мадейре дожди и циклон ! Скорость ветра 43 км/час ! И предлагают идти на север, вдоль Португалии, до Лиссабона.

-а потом нам  нужно будет пройти около 1000 миль до Канар за неделю ? Во имя чего ?

43 км/час это  22-23 узла, мы испытали и больше , а за 5 дней , что мы пройдем до Мадейры , дожди кончатся.. Сомнения еще терзают Михаила, а  я звоню ВП, чтобы узнать, где все и когда и где встречаемся.

Неувязочки перед Океаном

-а мы в Сеуте- отвечает наш командор ; -выходим на Мадейру рано утром..

Та-ак !  А как же договоренности ? В субботу, в 15 часов ? Рано утром мы выйти не сможем, у Михаила с Мариной еще дела- нужно сдать серфы и прокатную машину. И продукты еще не закуплены !  Я понял, что в океан мы пойдем в одиночку, да и весь оставшийся путь тоже проделаем одни.

Я вдруг испытал огромное облегчение ! Не надо никому звонить, что-то согласовывать, нервничать .  СВОБОДЕН !

И как то света в зале прибавилось…  Выяснилось, что во-от там, подальше, стойка с сырыми продуктами, даже не ясно, что это такое, и их можно отнести вооот к тому окошечку и повар мгновенно пожарит их для тебя на раскаленной плите, у тебя на глазах . И ещё бутылочку пива- чудесно ! Жизнь действительно налаживается !  И все это великолепие обошлось в 16 евро на человека. .

ОКЕАН

Утром  уезжают Петр и Эдгар, приезжают Денис с Катей, Лев добывает свежую сводку погоды, в полдень звонит Михаил и резким голосом сообщает, что без сводки погоды они с Марией в море не выйдут !  И это интеллигентный, мягкий Михаил ?  Отвечаю кротким голосом, что сводка у нас есть и она прекрасна ! Озадаченный Михаил кладет трубку и через 1,5 часа привозит на такси огромное количество еды, которое мы целый час перетаскиваем в яхту. Спиртного, к сожалению, нет, только пиво ( что это с Михаилом ?), но на закупки уже нет времени- идет прилив, а ждать до вечера не хочу..

Выходим в 16 час, встречное  течение 1,5-2 узла и нарастает. Идем под мотором и понемногу поддаем обороты. К  времени выхода из пролива, в 20 час, скорость встречного течения 4,2 узла, а наша реальная скорость 3- 3,2 ! Но вот берега Гибралтара расширяются, течение слабеет, мы выходим в океан .

Удивительно, но мы встретили очень мало судов и лишь одну яхту, пока шли по проливу, и несколько судов ночью. А потом- никого!

Михаил с Мариной пошли спать, сославшись на крайнюю усталость и бессонную ночь ( продукты закупали ? ), Денис с Катей уже давно спят, опять мы со Львом одни ведем яхту. Ну, ладно,выспятся и тогда…

Сети

Ночью слышим переговоры наших яхт по рации- ВП советует обходить сети траулера южнее. Через несколько часов мы проходим вблизи отмели (100 – 200м ), где стоят эти сети. Они вытянулись почти на километр,  огни их хорошо видны и  мы думали, что обходим, но почувствовали сильные удары по днищу- впоролись в сеть. По счастью, проскочили и с другой стороны увидели огни- до того они были не видны.

К 10 часам утра раздуло до 11-12 узлов, идем в бакштаг, почти галфинд 5- 5,3 уз.., прошли 103 мили. Вышел на связь Федор, к ним  в Гибралтаре присоединился третий, жалуются, что ветер сильный и качает. А нам ветра не хватает ! Ай да CYCLADES !

Позже выяснилось, что на яхте Федора  рухнула плохо закрепленная газовая плита и  пришлось её закрепить мертво, без  шарнира. Конечно, готовить на такой плите – мучение.

А волны разгуливаются, где то 2,5 м, но к нам  в кокпит не попадает ни капли. Однажды сшиблись две волны и обрушивающийся гребень пошел на наветренный борт , поднявшись над яхтой. Ну, думаю, сейчас даст ! и хватаюсь за поручень. Нет, волна мягко ушла под борт. Прекрасная мореходность !

Михаил пытается ловить рыбу — выпускает воблера на удочке, затем другого, потом  с борта леску с « кальмарчиком» . . Не яхта, а рыболовецкий  сейнер ! Несколько часов  ловли не дали результата и при очередном «завихе» автопилота, борясь с ним за право управления, мы совершили полный круг и намотали на винт метров 40 лески.

Погода свежеет

К 21 часу раздуло до 22 узлов, резкие порывы  до 28, волны выросли до 3 метров, увеличился крен, рифились в темноте при свете луны, что-то заело, в общем, несколько нервно В глазах Марины засветились тревожные огоньки. Не придал этому значения и пошел спать, чтобы ночью стать на вахту. Через час меня разбудил осунувшийся Михаил, просит подняться на палубу- нужно поговорить.

Наскоро одеваюсь, поднимаюсь по лесенке, мельком  оглядывая кубрик и  вижу  — в носовой каюте лицом к корме сидит Марина, замотанная в одеяло и глаза её светятся в темноте ! Михаил поднимается за мной и бормочет отрывистые , бессвязные фразы :

— это не моё…замкнутое  пространство …я никогда больше..

У штурвала сидит Лев с лицом  великомученика.

-что случилось?

-Марине плохо — отвечает Михаил — нужно вернуться назад, в Гибралтар. Я  оплачу     все  неустойки  и билеты .

Вот те на! У всех нас свои надежды, связанные с этим плаванием, яхта в порядке ( не считая проблем с штурвалом ), идем хорошим ходом. Пытаюсь как то разрядить обстановку, понимая, что это все ночные страхи, днем все забудется. Решающее слово произносит Денис, появившийся на палубе»

— Ещё чего ?-говорит он грубым голосом – нечего тут, знали, на что шли.

На грубость возражать трудно ..Предлагаю подождать до утра и тогда решать.

— но мы продолжаем идти прежним курсом   ( да, и хорошо идем )

Назад дороги нет

Объясняю, что идти назад, против ветра- это сильный крен, качка и явный дискомфорт. Идти галсами против ветра вдвое дольше, чем сюда шли. Если уж сейчас страшно…

Тем временем раздуло до 24 узлов. Галфинд ! Как бы мы сейчас понеслись ! Но что делать- рифимся наглухо и еле телепаем 3,5-4 узла. Конечно , с полными парусами качает меньше, но что поделаешь. А волны уже метра четыре, качает. До завтра !

Нас обгоняет Федор и уходит вдаль. Пусто, мы одни…

Михаил успокаивает Марину, Катю укачало и она не выходит из каюты, а Денис спит !

Опять  ведем яхту по очереди со Львом. Михаил с Денисом все таки появляются поочередно на палубе, нам в подмогу. Все одели спасжилеты,  пристегиваемся страховками. Хотя мы и поспали в La Linea, но усталость копится- уже пошли третьи сутки

Жизнь налаживается

Наутро ветер утих до 14-16 уз, волны поменьше, солнце сияет. К 10 часам все выползают на палубу, даже Катя, которая уверяет, что в каюте  ей лучше. Марина кутается в одеяло, но солнце греет ощутимо, одеяло сброшено, настроение улучшается.

Рифы отданы, идем 6-6,5 уз, прошли 250 миль от Гибралтара. О возвращении никто не заикается и Михаил идет готовить завтрак, плавно перетекающий в обед, а там и в ужин.

Обилие блюд потрясает, запомнилось лишь суп гаспаччо с гренками ( так, между делом ), пицца Маргарита, изготовленная в духовке, мясо, запеченное в ней же и тд и тд. Впервые за время моих плаваний  задействована газовая духовка.

Ну хорошо. Жаль потерянного времени, но что уж теперь.  На Михаила надежды нет- очень переживает за Марину, но  вот  Дениса  бы  усадить  за штурвал. Но нет, отнекивается, выкручивается, похоже, просто боится. При этом мечтает вслух, как возьмет яхту  в Греции, пригласит родственников и … «и будет вам счастье »

Ночные вахты…

Проснулся ночью от странного ощущения- ветер достаточно свежий, а идем под мотором. Поднимаюсь на палубу — Лев с тоскливым взглядом … паруса зарифлены…

— что случилось ?

-выбегала голая Марина…

-как голая ?

— ну, в развевающемся одеяле… Ей плохо, не может заснуть . Ну, вот…

Появляется Михаил, говорит тихо

— подождите, сейчас она уснет

И перегнувшись, громко говорит в кубрик:

— Марина, спи, все хорошо, все хорошо.

Эти заклинания действуют, Марина засыпает, глушим мотор, отдаем рифы. Поскакали с колпаками…

Два часа ночи, заступаю на вахту, Михаил развлекает меня , отгадываем кроссворды

В начале третьего он будит Дениса и отправляется спать- ему досталось сегодня. Денис появляется в спасжилете  и, погуляв по кокпиту полчаса, цепляет страховку за перила банки  и засыпает на ней. Похоже, он спит часов 14-15 в сутки.. Поспав 3 часа, вскакивает и направляется к лесенке – « пойду разбужу Михаила »

— зачем ?

— я четыре часа на дежурстве ! – говорит он с надрывом.

Объясняю, что Михаил готовил весь день и  дежурил до 2-30.

— хочешь спать ? ну ложись на банку.

И Денис засыпает до утра.

Подходим к Мадейре

Утром делаем себе со штурманом подарок- моемся в душе. Чудесно, как будто смыли с себя все неурядицы прошлых дней ! Никто не следует нашему примеру, даже женщины не моют голову, а сколько разговоров было на берегу !

Ветер 10-12 узлов, жарко, даже пришлось натянуть бимини. Все на палубе, Марина в купальнике, довольна жизнью. Михаил снова готовит, попутно пытаясь ловить рыбу.

На пятый день  27-го октября ветер скис и мы пошли на моторе. Чуть севернее  и чуть ближе, чем Мадейра- маленький остров Порто Санто.

— не возражает ли капитан…

— конечно, нет !

Порто Санто

И вот мы на этом острове, во владениях Португалии. Солнце печет немилосердно, но есть кафе с кофе и мороженым и вообще все прекрасно !

Чудесный остров с белоснежными песчаными пляжами. Недаром Колумб, женившись на дочери губернатора Мадейры, поселился на этом острове .Отважный мореплаватель торговал сахаром- прибыльное дело!

На стене мола- забавные граффити. Здесь постоянно, каждый год, собираются яхты, участвующие в гонках ARC.

Наутро заказываем экскурсию по острову на минивэне, длится 3 часа и, закупив сувениры, уходим на Мадейру. До неё 35 миль и приходим в марину уже в темноте.

Мадейра

Тесный длинный проход, заставленный яхтами, куда идти-непонятно. Но нас окликает знакомый голос – ВП ! Подсказывает, где встать, спрашивает, почему так долго ?..

Рассказываю про наши передряги, про Порто-Санто.

— А как остальные ? Все тут ?

— нет, Антон в Сеуте, чинит рулевое управление ( и этот тоже ! ) Починил, выше было, но вернулся. Там у него шестеренки стерлись, на месте не оказалось и теперь ждет. После ремонта  пойдет прямо на Канары.  ВП удивился, узнав , что мы прошли маршрут на авторулевом.. Конечно  капитану решать, чиниться или идти с такими заморочками,  как мы идем . Но неделю просидеть в Сеуте, в то время , как мы столько всего повидали !

Попивая пиво, договариваемся встретиться завтра утром, посмотреть сводку погоды и решить, каким  путем, западным или восточным, идти на Канары.

Часа через  1,5 видим , как яхта ВП выходит в море. Мы даже не очень удивились. Похоже, ему удалось, наконец, собрать на яхте свою загулявшую команду и он решил не упускать этот шанс. Федор вышел ночью, Кирилл утром. А мы спустили тузик, и Михаил отправился на рыбную ловлю- взять реванш на мелководье. Остальные пять человек втиснулись в Нисан Микро, взятый напрокат,  и отправились по острову.  И так нам это понравилось, что провели мы на нём  трое суток.

Знакомство с Мадейрой

Удивительный остров ! Внизу, у моря- субтропики. Солнце, жара, вечнозеленые растения, под кроной дерева  уместятся 8-10 машин. На вершине- тундра ! Низкорослые деревья, хилый кустарник  и мох. Холод, дожди и постоянный туман.

Дороги прекрасные, много длинных тоннелей. Лев настроил навигатор и уверенно ведет машину, хотя иногда ошибается ( трудно понять на ходу- это четвертый съезд  на кругу или пятый, как советует навигатор  ). И навигатор начинает выводить нас на верный курс. Однажды я насчитал 5 ! левых поворотов подряд, но в итоге мы все таки вырулили на скоростную трассу. Мне иногда казалось, что он вдруг скажет :   — через сто двадцать метров дерните ручку ручного тормоза ! Или что то в этом роде.

Но нет, терпение  навигатора безгранично !

Вечером пошли в кафе, поели и встретились с Михаилом, который взял машину, собрал вещи и готов везти Марину в гостиницу. Предлагаем провести ночь на яхте, распить бутылочку, пообщаться. Нет, бегут, как из чумного барака !

И мы путешествуем на машине вчетвером, уже узнаем нужные дороги и тоннели.

Лев заговорил на португальском, и приятная девушка поведала ему, что все эти тоннели и дороги заказало правительство Португалии лет десять назад, но денег за работу  частным фирмам на заплатило. Не то что у нас, где пилят  деньги в пять- десять раз выше нормальной цены, но дорог нет !

… Невольно подслушал телефонный разговор- Лев взял трубку   и сообщил : «я на шестнадцатом градусе  западной долготы». Вот это моряк !

Из достопримечательностей могу назвать вино Мадера (  мы же на Мадейре ! ), очень вкусное, водопад, высотой метров 800, падающий в мрачное ущелье, и взлетно-посадочную полосу аэропорта, висящую в воздухе, опираясь на массивные столбы. Под ней проходит скоростная магистраль.

 

НА КАНАРЫ !

31-го октября получаем прогноз — на западном пути северный, северо- восточный  ветер 20-25 узлов, на восточном- 25-30 , а на полпути до Лансароте стоит устойчивое  «пятно « шторма до 35 узлов. Выбираем западный путь – времени осталось мало, до Ла Пальмы 270 миль, те двое суток, успеем посетить 2-3 острова.

Отходя от понтонов, обнаружили на палубе гайку. Тонкая гайка  М 8, никуда не подходит…И мачта, вроде, не валится . Непонятно.. Ну, мало ли.

Отошли часов в  16-30, вечереет, темнеет тут рано и быстро. Прошли на моторе около часа, пока ветер не задул и попытались поставить грот. Вытянули из мачты до половины и- стоп ! Заклинило. Уже темнеет, решили не рисковать  — закусит в мачте, потом не уберешь. А ветер уже 18 узлов, пошли на одной генуе в бакштаг и довольно ходко. Ночью раздуло до 24-28, временами 30, так что и геную то приходилось рифить. Скорость 7,5 узлов , временами 11.

Темная ночь

Луны нет, темень, ветер воет в снастях. До того таких звуков не слышал- вой, хохот, свист, крики какие то, свихнуться можно. Луны уже нет, Deck Lighte  на мачте освещает кусочек палубы на носу, а яхта несется в полной тьме. Да еще эти звуки. Как то не по себе становится.

Лев  спит, Катя мается морской болезнью, так и не привыкла к качке, Денис перешел на 16- 18 часовой суммарный сон, на палубе появляется редко , не вполне адекватен. Так, появился ночью, предложил сделать горячий чай. Я обрадовался .

-как ты справишься, качает сильно-

-да что там, налью в термос-

Пошел в кубрик , что то брякнуло… и тишина. Я посмотрел- газ не горит, чайник холодный, Дениса нет . Ну ладно, без чая.

Йо- хо хоо, рома бы сейчас …

Утром обнаружили на палубе странную деталь из силумина- полукруг с осью в нем. Так вот что держала та гайка- ось от ролика на каретке , что вытягивает грот. Гайка отвинтилась , ось вышла из   щёчки  и вырвала другую щеку. Ролик потерян, но нашли на яхте запасной блок, только закрепить не смогли- нужно было ось каретки снять, а там стопорный винт, а  возиться с этим надо при ветре  18 — 25 узлов, так и дуло  все время, и качка приличная. Так и шли на одной генуе, благо , ветер попутный.

На следующий день появился под утро Денис, когда мы были вдвоем со Львом, принес по бутерброду.  – горячего хотите ?

-да , конечно

История повторилась, заглянули в каюту –спит. Я понимаю, что нормальный человек не может в это поверить, но у меня свидетель есть !

Ла  Пальма

В марину  Santa Crus острова La Palma пришли утром, средняя скорость 6,5 уз . Переход был очень тяжелый, все устали.

Поехали на такси по острову, заехали на вершину, в национальный парк . Тепло, хвойный ветер, приятное место. Большой щит посвящен урагану 2004 года, когда скорость ветра достигала 160 уз ! Осталось много поваленных деревьев, которые пилят и вывозят до сих пор.   Ураган вышвыривал  яхты на берег как спички.

Поставили новый блок на каретку, все в порядке , грот выходит легко. Это каретка клинила без ролика.

Утром уходим на остров Ла Гомера, курс  юго- восток, ветер северо-восток 14 узлов.

Идем в  бейдевинд с полными парусами, ветер усиливается до 22-26 узлов, скорость 7-7,5 узлов. Яхта кренится отчаянно, иногда до планширя, бедная Катя мается в каюте, лежа практически на борту. Автопилот пытается держать яхту на курсе и штурвал повернут на 90 град  При ветре больше 28 узлов автопилот сорвался и пришлось немного зарифиться. Но при  этом ветре скорость 8- 8,5 уз ! Удивительно приятно !

Ла Гомера весь в облаках и тумане, на горизонте, в 17 милях  виден огромный конус Тенерифе, весь в облаках.

Ла Гомера

Пришли в марину в 18 часов, все занято, стали третьим « пыжом » к причалу

Наутро  посмотрел на включенные приборы- что за черт, ветер 11 уз ? Врет, конечно, на палубе не чувствуется. Может, там , наверху дует ? Спрашиваем соседа- что у них показывает ?  У нас, вот, 11. « А у нас прибор не работает » — отвечает. И  просит нас отодвинуться, они уходят. А ветер уже и на палубе почувствовался. Мы  отчалили, яхта соседей произвела какие то странные маневры и боковым ветром её нанесло на яхты, стоящие на другой стороне  узкой протоки.

Раздался треск, шкипер поддал газу и прошелся бортом по  трем- четырем яхтам.  Дал задний ход и шарахнул еще две- три. Подъехал служитель на лодке, забросил два конца на яхту, оттащил, очумевший шкипер дал  полный газ и понесся к причалу , в который и врезался с треском. Начались разборки с потерпевшими, а мы встали на его место.

Тут мои воспоминания дают сбой, слишком много впечатлений за прошедшие дни. Всё, переполнился. Помню только, что  днем как-то развиднелось, поехали в горы. Помню  отчаянных мотоциклисток, носящихся на диких скоростях по серпантину.

Канары

Канары — острова удивительные, освоенные финикийцами еще до  Новой Эры, они добывали ( или покупали ) там пурпурный краситель- очень ценную краску по тем временам. Потом на много столетий путь к островам был утерян. Я понимаю, что попасть на Канары с Африканского берега довольно просто — близко и ветер попутный. Но как назад то вернуться ? Недооцениваем мы древних мореходов.

Европейцы ( испанцы и португальцы ) появились там в 14 веке и были поражены обликом аборигенов- высокие люди со светлыми волосами — гуанчи. Как водится, местное население было истреблено и сейчас там живет низкорослый народ, говорящий по испански. Остров Гран Канария назван  Гран не потому, что большой , а потому , что гуанчи сопротивлялись там наиболее отчаянно .  Местное население унаследовало от гуанчей язык свиста- СИЛЬБО ГОМЕРА -они ухитряются разговаривать свистом ( а свист, по свидетельствам очевидцев, оглушительный ) и переговариваться через ущелья..  Язык этот еще недавно был в ходу по всем  Канарским островам. Мы пробыли на Канарах 6 дней, но свиста не слышали ни разу. Зачем напрягаться , если есть мобильник ?

Вечером обнаружили немецкую яхту, пришвартовавшуюся к нам бортом. Команда собирается в город, когда вернутся- неизвестно. Решили отходить сейчас. Чтобы не повторять  утренние  «подвиги», вызвали служителя и он  помог нам развернуться.

Пока, Ла Гомера

До марины   Radazul на Тенерифе   65  миль, ветер – крутой бейдевинд и, плюнув на все, идем на моторе.  Дойдя до южной оконечности Тенерифе, поворачиваем на  север- северо- восток, ветер встречный,  крутая волна, об которую сильно бьется яхта и автопилот от ударов срывается. Ахтерштаг от таких ударов дрожит еще секунды три- четыре. Снижаем скорость и в 10 утра  заправляемся в марине и сдаем яхту, оставляя приемщику немыслимое количество еды, доставшееся еще от Михаила.

Рассказываем представителю фирмы о наших приключениях, о сожженной напрасно солярке, о трепаных нервах. Ну что может сказать представитель — рядовой сотрудник?

— это ваши проблемы

Ну, хорошо, все кончено, сидим на палубе, подняв бимини и спрейхуд ( впервые ), чтобы защититься от солнца. Какое то чувство неудовлетворенности – вроде бы прошли весь маршрут, все целы и яхта тоже, но слишком много неурядиц. Зародилась мысль- пройти этот маршрут на нормальной лодке с хорошим экипажем. А, может, не испытывать судьбу ? Она явно к нам благоволила .  Дождь был только в первый день, часа  два, ветер сильный, но вполне приемлемый, удивительно постоянный – все три недели дул с северо- востока, так что весь путь до Мадейры прошли одним галсом !

Не знаю, не знаю…  Но тогда, сидя на палубе в Радасуль, обменялись со Львом  мнением « вот дали бы сейчас лодку- перегнать куда то – и пошли бы , верно ? ». Все равно, весь путь вдвоем вели.

Автопробег по Тенерифе

Но вот мы стряхиваем с себя оцепенение от жары, берем в прокате две машины и отправляемся на вершину Тенерифе  — 3700 м. Оставив машину, поднимаемся на фуникулере – типичная горнолыжная кабина  человек на 50. Дикий пейзаж, нагромождение лавы, которая за 100 тысяч лет после извержения, создавшего Канары и Мадейру, так и не заросла лесом или мхом.. Холодно, резкий ветер, но солнечно, видно далеко. И там, вдали, такая  ровная полоса по горизонту…что это ? А это море ! С  нашей высоты  горизонт виден на расстоянии 120 миль! Удивительное ощущение.

Денис с Катей уезжают в аэропорт, а у нас со Львом еще два дня и по наводке всезнающего навигатора мы находим недорогую гостиницу- 32 евро на двоих  плюс 5 за подземный гараж для машины.  Окна номеров  в этом доме смотрят внутрь, т.е. на лестничную клетку, украшением которой служат толстые трубы канализации, выкрашенные в белый цвет. Трубы не идут по стене, а как бы парят в воздухе, ничем не подкрепленные, от них отходят разные уголки и коленца, уходящие в помещения- полный сюр !  Рядом – кафе, где мы завтракаем  на следующий день ( очень дешево ) и где Лев вечером  общался с посетителями- сплошь болельщиками мотогонок (футбол не интересовал совсем )  и выпил виски за один евро. В аэропорту при отлете та же доза стоила шесть.

Весь день колесим по острову, осмотрели  Оперный театр- Аудиторио -гордость Тенерифе.

Днём заехали на один из трех пляжей , что предложил наш (Лёвин ) навигатор. Это надо видеть ! Неровная каменная площадка размером 4 *8 метров , где жарятся на солнце человек восемь  и лесенка , уходящая  среди камней вертикально в море .  Море прекрасно , вода 24-25 градусов, это в ноябре то, волны, ветер и никакого  свихнувшегося автопилота !

На следующий день нашли обычный пляж, с песком и спокойно провели оставшиеся три часа . Все, домой !

Пока, ОКЕАН

В Домодедово Льва встречал товарищ на машине и вот рано утром мы маемся в пробках и внимая советам навигатора, оказываемся в Текстильщиках ( ! ) и все равно, в пробке. Домой я попадаю часов в 12 дня, все домашние гриппуют и я тоже заболеваю – дань смене климата .

Еще месяц я вижу тревожные сны про море и яхты.

И вот звонят друзья  узнать, как все прошло, жив ли ? И предложения- повторить переход.   Готов ли я ? Не знаю, не знаю … Но мой голос, опережая рассудок, отвечает :- да, конечно !

volНе шуми, океан, не пугай!
Нас земля испугала давно.
В светлый край- южный рай
Приплывем все равно!
 
Ты, Земля, стала твердью пустой,
Рана в сердце, седею, прости.
Это твой след такой,
Ну, забудь и пусти!
 
Южный  Крест там сияет вдали ,
С первым  ветром проснется компас…
Бог, храня корабли,
Да помилует нас…
 

  3 комментария to “Балеары-Мадейра — Канарские острова на парусной яхте”

  1. Вода в океане 23, комфортно, а на солнце, на берегу – 36! Настоящая летняя жара и массовое купание с яхты. Несмотря на использование крема сгорели (за 2 дня). Во время перехода впечатлило наблюдение за китами! Видимость – супер. Вечером флиски пригодятся. Несколько дней было пасмурно и купаться не так охота было.

  2. Так ходили еще?
    Я собираюсь в марте на обратный.

    • Ходим каждый год, начиная с 2009.
      Последний поход Майорка-Тенерифе состоялся в октябре-ноябре 2019.
      В 2020 году пойдем с Майорки на Тенерифе 17 октября.
      С Канар на Майорку в 2020 году стартуем 18 апреля.