В большинстве своем мы часто эксплуатируем яхты чартерных компаний. Яхты, зачастую не новые, а некоторые чартерные компании не достаточно хорошо содержат их. Как любые сложные механизмы, некоторые узлы яхт иногда выходят из строя и это «иногда» происходит в самый неподходящий момент. Не все так плохо, многие неисправности Вы в состоянии устранить самостоятельно или подручными средствами можете временно решить возникшую проблему. В этой заметке попробую кратко рассказать о самых частых поломках и вариантах их устранения.
Итак начнем от простого к сложному:
- Перегорела лампочка ходового огня – самое легкое устранить поломку если это лампочка «кормового огня», достаточно закрепить фонарик на корме и некое подобие уже есть обычно на ночь батареек хватает, а с рассветом можно попробовать решить проблему прикупив лампочки в ближайшей марине, хуже обстоят дела с заменой лампочки «носового ходового огня», эту лампочку по всей видимости придется заменять на ходу ( не забудьте одеть сбрую и надежно закрепить свое тело при выполнении работ на баке). Где взять лампочку? Вытаскиваем нужную лампочку из «кормового фонаря», а вместо него закрепляем все тот же фонарик. Совсем тяжело с заменой лампочек на мачте, если с «белым ходовым огнем на мачте» более менее понятно, (закрепите налобный фонарик на мачте максимально высоко встав на гик), то что делать ночью с якорным огнем? Ответ простой – ни чего… подвесьте фонарик на ванты и идите спокойно спать, поверьте вас будет видно. Если ни как себя не обозначить на якорной стоянке, вполне возможно к вам и не причалят, но скорее всего, заметят в последний момент, не доставляйте неудобств другим экипажам, задержавшимся в ночи.
- Отказала помпа подачи пресной воды, как всегда гора посуды или весь экипаж спросонья кинулся умываться. Не беда. На всех яхтах есть насос или помпа для надувательства «тузика». Соедините шланги ,подходящие к помпе, на прямую между собой. Откройте крышку датчиков объема воды в танке пресной воды. Обмотайте шланг помпы или насоса изолентой или тряпочкой. Качайте по очереди создавая давление в танке, не забудьте открыть кран, вода польется. Не забудьте исключить из системы гидрофор (водяной аккумулятор).
- Заглох двигатель, скорее всего «схватил» воздух или засорилась система подачи топлива. Самая большая ошибка гонять аккумулятор – авось заведется, есть все шансы не завести дизель, посадив аккумулятор этими манипуляциями. Рассмотрим первую часть «схватил воздух»: на техническом брифинге вам, по всей видимости, объяснят, что нужно открутить винтик на подходящем к топливному насосу шланге, потом покачать помпу топливного насоса до тех пор пока из под винтика не польется топливо без пузырьков воздуха. Все выполняется гораздо проще, если только вы не путешествуете в гордом одиночестве. Попросите кого-нибудь из членов экипажа просто прокачивать помпой топливного насоса, это такая кнопочка, нажимается достаточно туго, одновременно с этим попробуйте завести двигатель, даже если засорен топливопровод , двигатель оживет за несколько секунд. Конечно, такие случаи легче предотвратить, поэтому не делайте крутых поворотов на скорости под двигателем, если в топливном танке меньше 1/3 бака по показаниям датчика. Но вот не задача, через несколько секунд двигатель чихнул и заглох, причина вторая – засорился все-таки шланг подачи топлива или топливный фильтр, что маловероятно, осмотреть его на предмет засора можно визуально. Перекройте кран на топливном танке, что бы исключить при дальнейших манипуляциях утечку солярки в каюту или моторный отсек. Снимаем шланги подачи топлива, продуваем или прочищаем проволочкой, зависит от того, насколько сильно засорился. На моей бытности приходилось извлекать и салфетки, и всяческие другие мягкие предметы. Подозреваю, что клиенты бывают разные и кто-то потеряв часть депозита или просто обидевшись на чартерную компанию кинул эти штуки в бак, не подозревая, что тем самым наказал не чартерную компанию, а в первую очередь такого же яхтсмена, как и он сам. Проверяем кран на топливном танке, топливо придется все таки немного пролить, сделайте ,на проволоке которой прочищали шланг, крючок. Подстелите тряпку под кран на топливном танке, открывайте кран и проволокой с крючком проверяйте кран на предмет засора. Все чисто? Собираем нашу систему подачи топлива, прокачиваем топливный насос и заводим двигатель. И не забудьте поставить паруса, пока проводите все манипуляции, яхта должна управляться. Даже при самом слабом ветре яхта способна двигаться.
- Не сливается вода в раковинах. Проверьте, не перегнулся ли шланг слива, в каком-нибудь месте. Или, что вполне вероятно, он мог изогнуться так, что какая-то часть шланга находится выше сливного отверстия. Поправьте шланг, и вполне возможно проблема будет устранена. Нет? Тогда все-таки засор, придется разбирать. Не забудьте перекрыть запорный кран, он находится внизу. Закрывайте – разбирайте – чистите – собирайте. Когда разберете, узнаете, что не надо было сливать в раковину.
- Гальюн. Гальюн на яхте самая нежная часть или самый нежный механизм. Не пожалейте времени на то, что бы узнать о его конструкции и выучить инструкции о правильной эксплуатации сего чудесного механизма. Приведу лишь пару наиболее распространенных поломок агрегата. Не смывает, то есть, нет подачи забортной воды, проверьте запорный кран. Открыт. Второй вариант происходит завоздушивание системы. Проверяем, насколько плотно одет шланг, на задней стороне унитаза самый тонкий шланг, если удается снять без усилия, то через него и поступает воздух в систему, затяните хомутом. Также может не плотно быть прикреплен к насосу, но как правило лужу у насоса вы бы заметили. Самое неприятное, засор. И не факт, что засорили его именно вы. При приемке яхты не поленитесь, залейте в унитаз немного моющего средства и прокачайте, если за бортом образуется пена, значит с гальюном все в порядке. Все-таки засор случился. Не впадайте в панику и не пытайтесь установить виновника засора…. не найдете, даже если количество гальюнов на яхте равно количеству членов экипажа. Не все так страшно, хотя и не очень приятно заниматься этими работами. Вполне возможно забыли открыть запорный кран «холдинг танка» и он попросту переполнился. Все краны отрыты, тогда придется разбирать. Нет не весь унитаз, а только прокачную помпу. Не забывайте перекрыть запорные краны, располагаются, как правило, под раковиной или сидением в душевой кабине. Откручиваем верхнюю крышку помпы, вытаскиваем поршень и прокладку сложносочиненной формы. Проволочка с крючком осталась еще от прочистки топливопровода? Вот этим приспособлением вытаскиваем, что там у нас на дне помпы. Остальное продуваем помпой для «тузика» предварительно открыв запорный кран на самой толстой трубе. Собираем помпу, постарайтесь не забыть, как лежала сложносочиненная прокладка. Должно работать.
Далее попробуем разобрать следующие проблемы : слетел якорь на ходу, то есть произошла самопроизвольная отдача якоря, как его выбрать и не лишиться депозита. Оторвался гик от мачты. Не работает трюмная помпа. Снятие и установка лага, возникает иногда такая необходимость. Ремонт антенны GPS на ходу без паяльника.