Что делать на лодке в аварийных случаях
Анализ различных аварийных случаях на лодке (яхте) показывает, что яхтсмены могли бы избежать многих неприятностей, если бы знали что делать на лодке в той или иной ситуации. Своевременно позаботились об изучении спасательных средств, имеющихся на борту лодки.
Многие аварии на лодке происходят не из-за неблагоприятных погодных условий и не из-за внезапного отказа оборудования или каких-то других форс-мажорных обстоятельств: яхтсмены получают травмы, гибнут и ломают лодки очень часто только потому, что не знают что делать на лодке в экстренных случаях, где находятся спасательные средства, а главное как ими пользоваться.
Страховочная сбруя: …ветер усиливается, поднимается волна и члены экипажа лодки решают работать на палубе и в кокпите в страховочных сбруях (harness), пристегнутыми к рейлингам. Иногда, зачастую, только в момент необходимости воспользоваться страховочной сбруей у некоторых яхтсменов впервые возникают вопросы: где сбруя лежит на лодке, как она устроена и как ее подогнать под свой размер. А неправильно одетая и застегнутая страховочная сбруя может расстегнуться в самый неподходящий момент, что грозит падением за борт и травматизмом.
Средства аварийной связи: На любой лодке есть оборудование, которым должны уметь пользоваться все члены экипажа, а есть приборы, которые без необходимости лучше не трогать. К первым относятся, к примеру, индивидуальные спасательные средства, а ко вторым – средства аварийной связи – радиостанция и EPIRB. Случайное нажатие кнопки Distress Call на VHF радиостанции или активация EPIRB может привести к очень крупному штрафу и к компенсации расходов спасателей. Сумма может составить десятки тысяч евро. Простая инструкция на EPIRB позволит в случае необходимости включить его даже самому неопытному моряку.
Где спасательный жилет: Каждый член экипажа лодки должен знать где лежит его спасательный жилет и сбруя. На чартерных яхтах их обычно кладут в каютах. У сбруи есть специальная стропа с карабином, с помощью которой можно прицепляться к лодке. Капитану нужно обязательно показать экипажу, за какие места удобнее и безопаснее крепить страховочный конец. В штормовых и ночных условиях цепляться обязательно для всех. В других случаях каждому следует самому решить, в какой момент пора одеть страховку. На каждой лодке должен быть спасательный плот. Он раскрывается автоматически. Капитану нужно рассказать экипажу где он лежит и как им воспользоваться, в случае чего.
Человек за бортом: Самая опасная ситуация в море для человека – оказаться за бортом – Man Over Board (MOB). Чтобы иметь шанс спасти упавшего за борт, любой находящийся на палубе должен как можно больше удерживать его в поле зрения. За выпавшим надо следить непрерывно, указывая на него рукой и не суетиться.
Пожар на лодке: Самое страшное в море для лодок это пожар. Нельзя курить во внутренних помещениях лодки. Но главный источник возгорания – газовая плита, газовые баллоны и шланги. Требований по безопасности здесь два: если никто не готовит, то все краны должны быть закрыты; если почувствовал запах газа, оповести всех. Как этот газ удалить – дело более опытных членов экипажа. Главное – вовремя заметить.
Аптечка и огнетушители:На яхте всегда есть аптечка и огнетушители. Как ими пользоваться, все так или иначе представляют, но нужно показать людям, где эти предметы находятся.
Удар гика: Удар гика по голове может быть смертельным. Это следует четко объяснить начинающим.
Выход из строя туалета: Выход из строя туалета не самая опасная на лодке ситуация, но малоприятное. В туалет ничего нельзя бросать. Разборка и последующая сборка канализации не добавляет приятных воспоминаний об отпуске. Кроме того, в туалете на яхте есть разные клапаны-переключатели, регулирующие подачу и слив воды. На суше подобное не встречается, и поэтому не надо жалеть времени на объяснения экипажу как правильно пользоваться туалетом на лодке.
Помните, что очень редко аварийные ситуации возникают сами по себе.
В основном это плод целенаправленных и слаженных действий экипажа!
Ничего «вдруг» не бывает. Аварийная ситуация накапливается постепенно, исподволь, это можно обнаружить и предотвратить на ранней стадии!