Май 162013
 
Переход Тенерифе — Майорка или история одной авантюры.

Началось все довольно прозаично: 15 апреля мне позвонил Виктор, мой хороший знакомый, с которым мы отмотали не одну тысячу миль и спросил какие у меня планы на майские праздники… . Планов у меня собственно не было, я только приехал домой после перегона катамарана Nautitech 442 «Nobile» из Бретони в Малагу через весенний Бискай и в принципе надеялся отдохнуть, пожарить шашлыков по-ростовски, одним словом вкусить все радости длинных майских праздников…

Предложение , от которого не отказаться

НО тут поступило предложение от которого я не смог отказаться: «А ты не хотел бы покапитанить? Перегон Тенерифе — Майорка, старт 20-го апреля». Мысли завертелись волчком: идти иль не идти, вот в чем вопрос… 4 дня на сборы, я еще и вещи не разобрал… с другой стороны не разобрал — значит и собирать не надо )) единственная жалость — я свой спутниковый приборчик слежения и вызова помощи SPOT отправил только что товарищу, который в начале мая идет с Кариб на Азоры, так что придется идти без него, а жаль, ну да ладно, ему нужнее!

Короче говоря я человек азартный и легкий на подъем, поэтому решено: ИДТИ!

Куплены билеты, 19-го утром стартую из Ростова в Москву, потом днем из Москвы на Тенерифе (чартер Vim Avia, 7 часов перелета, никому не рекомендую…). И вот 19-го вечером я уже на борту яхты, точнее катамарана Lagoon 380 «Marlene» в марине Radasul.

Остальной экипаж, должен приехать завтра во второй половине дня, пока я приму яхту, так что можно расслабиться

Выхожу на прогулку в поисках коллег и нахожу лодку с русскоязычным экипажем. Очень приятные ребята, завтра сдают лодку. Мы с ними отлично поужинали в местном ресторанчике, обсудили все тонкости яхтинга на Канарах.

Приемка лодки

20.04 С утра начинаю процедуру приемки лодки, кроме мелких недочетов так в принципе все нормально, грот — вообще новый, стаксель — нормальный, без каких-то серьезных потертостей, движки работают, электроника вроде тоже, помпы и все что нужно — тоже пашет, короче (не вдаваясь в многостраничный check-list) нормуль.

Чуть позже прибывает экипаж из 3-х человек… Александр, Вероника, Анатолий. Ребята устали после перелета, соглашаюсь на то, что закуплю все необходимое один… Это была ошибка, никогда больше я не совершу ее, управлять 4-мя тележками в супермаркете не так-то просто )))!!! Даже не смотря на то, что Fernando из чартерной компании Alboran (рекомендую!!!) любезно довез меня до супера и забрал когда я выкатился из него вместе со всем скарбом.

В марине еще 2 лодки с «родственными» экипажами — ребята с Украины на лодках Bavaria 49 «Merenge» и Bavaria 49 «»Cienfuegos». На обоих капитанов зовут Владимир, так что с моей проблемой с запоминанием имен тут проще.

21.04 Организую экипажу аренду машины, они уезжают на осмотр достопримечательностей Тенерифе. Все остальные яхты стартуют, я наслаждаюсь теплом канарского солнца и вкусом замечательных испанских вин.

Надеюсь к вечеру выйдем. Как выясняется надеждам моим сбыться не суждено и машину, которую взяли ребята, надо сдавать завтра утром и бросить просто так нельзя, иначе депозит пропадет…. короче засада… выход откладываем на завтра. Запасся 3-мя канистрами по 30+ литров дизеля.

Курс на Мадейру

22.04 Сдали машину и в 09:40 выходим в Океан. Курс на Мадейру. Сначала огибаем остров Тенерифе и где-то к вечеру ложимся на генеральный курс 352. Ветер бейдевинд где-то между NtE и NNE узлов 10-15, идем под правым мотором, чтобы компенсировать приводящую силу паруса, иногда под двумя, когда скорость падает ниже приемлемой отметки в 5 узлов.

Организовали 3 вахты по 4 часа, я всех проинструктировал что если на их вахтах хоть что-то непонятное или неожиданное: огни увидел, ветел зашел, паруса захлопали — будить меня.

23.04 Идем все так же, к полудню весь экпипаж укачало, кушают драмину….

Проходим острова selvagem и начинаем пытаться брать как можно правее, с тем, чтобы ветер когда зайдет (по прогнозу) позволил нам вырулить непосредственно на нашу цель — марину Quinta do Lorde одним галсом.

Живности пока мало — видели стайку летучих рыб, маленькую черепаху и пару раз к нам подходили дельфины.

24.04 Ночью первое ЧП — вахтенный Александр спит… видно драмина его срубила… надо было ведро воды забортной за шиворот… честно остановило только то, что за ведром надо было идти в носовой рундук.

Утром подходим к Мадейре, утро хмурое, остров выглядит не слишком приветливо.

Quinta do Lorde

Перед входом в Марину решаю попрактиковаться. — Как себя ведет незнакомый катамаран на заднем ходу, на малом ходу вперед, как рулится и т.д. Пока сделал пару разворотов на месте ко мне из марины уже спешит риб:

— Вы к нам?

— Ага!

— Тогда вешайте кранцы низко и за мной!

Зашли в марину, встали просто шикарно. Пошел оформился, отличная марина Quinta do Lorde — всем от души рекомендую по сравнению с переполненным Фуншалом. Из услуг: душ, туалет, прачечная, бесплатный wifi, бесплатный трансфер до крупного супермаркета в ближайшем поселке и обратно, ну и улыбки и хорошее настроение как говорится в ассортименте!

Итог перехода на Мадейру: пройдено 280nm, почти 2-е суток, моторное время суммарно 65 часов, потрачено примерно 100л дизеля.

Мадейра

Все что нужно сделали, взяли машину на прокат, ребята меня добросили до столицы острова Фуншал. Где я отправился в самостоятельное «брожение»… Надо сказать что Фуншал меня просто покорил! — Уж на что мне нравится Лиссабон, а это Лиссабон в миниатюре, только более чистый, ухоженный и нарядный.

И вообще остром Мадейра производит очень приятное впечатление, нужно бы сюда вернуться в качестве простого туриста без лодки на недельку-другую!!! Существует такая легенда: когда португальский король спросил первооткрывателя острова Жоана Гонсалвеша Зарку, как выглядит Мадейра, тот скомкал лист бумаги и положил перед королем. Центральная Мадейра — царство гор, глубокие ущелья и отвесные скалы. Тут почти никто не живет… зато сегодня Мадейра напоминает головку швейцарского сыра — столько разнообразных туннелей на километр пути я не видел больше нигде!

25.04 Продолжаем стоять на острове, я гуляю по окрестностям, экипаж ездит где-то еще.

С утра организовали заправку топливом. Отшвартовываться, отходить на заправку и возвращаться было влом, поэтому заправил все через канистры, благо до заправки 30 метров пешком. В ходе заправки отмутил еще 2 канистры по 20л дизеля, теперь у нас запас примерно 140 литров… должно хватить!

Пока, Мадейра

Вечером в 20:15 выходим с Мадейры в сторону Гибралтара… прощай, а лучше «до свиданья», гостеприимный остров, надеюсь побывать тут еще!

Судя по прогнозу, нам нужно будет почти весь путь идти в бейдевинд… как раз такой, в который лагуны не особо-то и ходят… ветер ожидается сначала EtN, потом должен зайти до ENE, и даже до NE попробуем сначала набрать высоту, а потом когда ветер по прогнозу должен зайти, мы изменим галс.

26.04 Идем под двигателями, но стараюсь при любой возможности экономить: у нас 200 литров в баках + 140 в запасе, движок потребляет примерно 1,5 литра в час при оборотах около 1600-1700, так что арифметика проста: у нас 226 часов моторного времени, в принципе если моторить сразу двумя, должно хватить на 4,7 суток, но идти нам примерно 5 и доводить до завоздушивания очень не хочется.

Океанская зыбь

Как только зашли за восточную оконечность острова началась Океанская волна с зыбью. Из всего экипажа до этого в Океане был только один, все остальные в шоке, кушают драмину, запивают мадейрой )

Где-то в районе 16:00 попробовали сменить галс, но не удачно — ветер еще недостаточно зашел или мы недостаточно высоты набрали. Как известно у Lagoon лавировочный угол весьма хреновый — около 120 градусов, так что сменили галс обратно и пошли дальше

К 20:00 прошли 111,7nm за первые сутки, скорость меньше расчетной, меня такая не устраивает!

Смена галса

Вечером снова сменили галс, вроде держит. Ветер между тем усилился до 15-17.

27.04 Утром обнаружил что оборвался грота-шкот… врял первый риф, идет дальше с зарифленным гротом и зарифленным стакселем, да и пора бы уже — ветер раздуло до 20-25.

Сегодня сделали первую заправку на ходу, залили одну канистру 30 литров в левый движок, он у нас теперь до самого Гибралтара будет основным, кому интересно, могу поделиться технологией дозаправки в пути.

К вечеру истекают очередные сутки, пройдено 134,8 nm

Лагун 380 на волне

28.04 Ночью раздуло еще приличнее… утром дует уже 30-35, а поскольку направление у ветра в этом районе примерно одно и тоже уже не первый день, волны разогнало приличные, на катамаране они переносятся как-то легче чем на яхте, но тот треск и скрежет который он издает при этом…. это отдельная история, а так же аварийные люки в поплавках которые находятся чуть выше ватерлинии и, как оказалось, текут по чуть-чуть, но это все равно очень напрягает с учетом того, что когда поплавки режут волну, волны от правого и левого интерферируют и по всем законам уравнений мат.физики в текучих средах херачат в заднюю часть так, что кажется там сельский кузнец своей кувалдой проверяет прочность корпуса к ударам.

По крайней мере спать на боку, прислонившись спиной к внутренней части корпуса поплавка невозможно. — Каждый удар волны не просто слышен или чувствуется, корпус вместе с внутренней обшивкой настолько деформируется, что меня просто отбрасывает от бортика.

Грот зарифил на 2 риф, стаксель скручен до состояния носового платка.

Боюсь, что завтра будет дуть еще сильнее, поэтому дозаправка в пути №2… а волны уже хорошо так приходят спереди, а канистры с соляркой в носовых рундуках, решено облачиться в плавки со спасжилетами и не боясь промокнуть идти на нос. Дозаправка прошла слаженно и удачно, залили в левый бак около 55 литров. Волны начинают закручиваться и одна из них проходит сверху нашего бимини. Сегодня наружу из салона никто не ходит без необходимости.

Чуть позже удается вообще заглушить двигатель и идти чисто под парусами.

К вечеру наступают очередные сутки, пройдено 152,1 nm

Ветер слабеет

29.04 Ночью ветер падает, отдаю 2-й риф на гроте, разворачиваю немного стаксель, запускаю двигло.

Сегодня очень красивый рассвет!!!

Начинаем делать расчет когда же удобнее быть в Гибралтаре.

Входить в него удобнее всего с приливом вдоль испанского или марокканского берегов. Тогда приливное течение может дать до +3 узла к скорости, а это очень приличная прибавка! Течение попутное начинается за 2,5-3 часа до прилива и достигает своего пика в момент высокой воды. В Тарифе высокая вода на 30.04 намечалась в районе пол-шестого утра, так что решено что на входе в Гибралтар хорошо бы быть часам к 6 утра или чуть раньше. Сильно раньше не надо, потому что в 6 уже начинаются сумерки и можно спокойно входить в столь оживленное место…. НО человек как говорится предполагает, а Бог — располагает… следующую ночь и утро я не забуду никогда!

К вечеру истекают очередные сутки, пройдено 152,4 nm

Ночь перед Гибралтарским проливом

30.04 Этой ночью я не спал и стоял вторым человеком на вахте. Потому что мы должны были еще до входа в систему разделения движения пересечь судовой ход ночью. В том месте где он еще широкий и есть место для маневра и войти в Гибралтар вдоль испанского берега.

Шквал с грозой

Начиналось все неплохо, мне правда горизонт еще с вечера не понравился…. Потом стали набегать тучки, справа громыхает, слева громыхает. Потом вдруг стало как-то очень тихо, почти полный штиль как в плане ветра так и в плане волн. И что-то мне стало как-то очень неуютно, возникло ощущение, что как-то СЛИШКОМ тихо!

И мгновенно сразу стало тихо

И я полностью свернул стаксель, взял второй риф на гроте, запустил второй двигатель… на всякий случай… буквально через пять-десять минут налетел шквал: я никогда раньше не видел чтобы поток воды, напоминающий скорее не дождь, а поток из ведра или водопада летел строго горизонтально, видимость сразу стала полный ноль, молнии херачат прямо вот рядышком (а в уме вертится дурацкие познания из физики что моя-то мачта сейчас самая высокая точка над поверхностью моря), вокруг нас было 17 кораблей на разном удалении, но где они сейчас абсолютно не понятно, потому что в стеклах — чернота.

Наружу я выходить не хочу категорически, под вторым рифом грота и без стакселя нас разгоняет в районе 10 узлов, но курс нормальный — в сторону испанского берега, до берега еще далеко так что я особо не переживаю на этот счет. На всякий случай будим третьего человека на вахту..

Как обычно бывает такие шквалы продолжительными быть не могут. И через пол-часика все начинает проясняться, дождь начинает падать как ему и положено сначала косо, потом вообще сверху вниз. По радио слышим сообщение securite что движение в Гибралтаре полностью остановлено, и правда — все корабли вокруг нас стоят.

Гибралтарский пролив

Мы резонно рассуждаем что сообщение для них — больших, которые в система разделения движения дальше идти будут. А мы — маленькие и как партизаны вдоль бережка спокойно идем и входим этим утром в абсолютно пустой Гибралтар при почти полном штиле, такого я раньше не видал никогда:

а вот и сама скала Гибралтар

рассвет сегодня был довольно зловещим…

Наш курс лежит на Бенальмадену, в 17:30 швартуемся прямо у входа в капитанию, рядом с заправкой.

В этой марине мало мест для катамаранов, а рядом с заправкой и напротив Civil Guardia вполне нормальное местечко! Итого за неполные 5 суток пройдено 680 nm и потрачено 150 часов моторного времени суммарно.

Наша Океанская часть маршрута завершена!

Александр и Вероника устав от качки «эмигрируют» в отель. Анатолий уезжает в Малагу, где нас ждут еще двое — Сергей и Ольга.

Я осматриваю лодку, нахожу что топенант начал в самом верху лохматиться (оплетка уже слезла). Теперь гик висит только на внутренних жилах… не гуд, но перепроводить другую веревку не решаюсь… Надеюсь до Майорки выдержит, а если нет — подложу под гик кранец и буду идти без грота.

К вечеру у меня вдруг возникают проблемы с электропитанием от берега, с помощью проходящего мимо поляка, который просто хотел с кем-то поболтать, но увидев меня любезно предложил свою помощь, мы разбираем пол-катамарана и находим ГЛАВНЫЙ автомат, который и вырубило. Подача энергии восстановлена!

Остатки вечера провожу в компании польского капитана и нескольких бутылочек риохи, делимся опытом и всякими байками-историями.

01.05 ПЕРВОМАЙ!!!

Весь экипаж собирается на лодке, теперь нас шестеро: Я, Александр, Вероника, Анатолий, Сергей, Ольга.

Вечером в 17:15 выходим с таким расчетом чтобы через 1,5 суток утром быть в Картахене.

Ветра практически нет, поэтому моторим сразу двумя двигателями

02.05 Все то же самое… мотрим, штиль, днем тепло когда ветра нет, вода +16, купаться холодно

03.05 08:40 встали в Картахене! Пройдено примерно 195 миль

сразу обращаю внимание на яхту что стоит на соседнем пирсе…. это не яхта, это — произведение искусства длиной в 30 метров ))

Идем гулять по Картахене, в сувенирных магазинчиках попадаются фигурки монахов в остроконечных колпаках, закрывающих лицо, но для туристов (видимо особенно из Америки) сделана специальная надпись

Испанцы порадовали меня своим чувством юмора :))

Пасха

На самом деле эта Святая Неделя меня поставила в тупик.  В этом году католическая Пасха была почти на месяц раньше православной, так что я так и не понял что именно они праздновали, но очень интересно было наблюдать за тем, как испанские матроны и кабальеро лет за 60 собрались вечером на площадях чтобы выпить вина, скушать хамона, послушать проповедь священника и конечно же ПОТАНЦЕВАТЬ!

Я лично с трудом представляю себе наших 60-70-летних дедушек и бабушек которые вышли просто потанцевать и повеселиться в какой-то праздничный день в своем городе… К моему огромному сожалению!

Гуляем в Картахене допоздна.

04.05 Утром вместе с Сергеем едем на рынок, закупаем свежайших кальмаров, рыбы, креветок!!! Это был наш лучший день в плане пропитания! ))

10:20 выходим на Ибицу, как только выходим из бухты я начинаю готовить кальмаров с чесноком, ребята такого еще не пробовали, как оказывается! Потом идет рыба что-то типа палтуса, потом варим креветок и что-то типа мини-лобстеров… Все блюда — хоть в ресторан мишлен подавай!!

Ветра снова нет, моторим, хотя хотелось бы еще по-парусить!

Испанский спецназ

05.05 Ночью, часа в 2:00-2:30 к нам на лодку высаживается испанский спецназ. Резвые ребята, подошли ночью, без огней на рибе. Александр, будучи на вахте их заметил, ослепил налобным фонариком, после чего они высадились на наше судно. Я проснулся от топота ботинок по палубе, вышел наружу, люди все напряженные, в полном снаряжении — маски как у ОМОНовцев, шлемы, спасжилеты, руки на пистолетах все такое…

— Кто такие, откуда идете и куда?

— Команда из России, лодка чартерная под флагом Германии идем с Тенерифе на Майорку.

— Сколько Человек на борту?

— Нас шесть

— Ок, покажите мне каюты

Ну я провел его, показал все каюты, там где спали люди я их представил, выдал ему все наши паспорта и документы на лодку. Он еще log-book’ом интересовался, но я его честно предупредил что он на русском, увидев какое количество страниц исписано мелким почерком, он его даже смотреть не стал.

Они наконец убедились что нелегалов мы не перевозим, расслабились, стали переписывать наши данные из паспортов + визы, а мы с Ромео (как выяснилось) в это время занялись обсуждением преимущество Канар над Мадейрой и кому что больше нравится.

В итоге после проверки резвые ребята пожелали нам счастливого пути и на полном ходу сиганули обратно в свой риб. После чего растворились в испанской ночи… в эту ночь как потом оказалось они еще одну яхту alboran таким же образом проверили.

Ибица

Ибица… утром раздуло ветерок, входим сначала в марину Ботафок, я, как обычно, уже решаю что связываться с мариной по VHF бесполезно поэтому захожу так, покрутился возле заправки, никого… ну потихоньку нашел место свободное, встал (несмотря на мерзкий прижимной ветер в бок — у ката боковая парусность очень большая и при таком ветре вставать не особо приятно).

Но тут прибежал служащий марины (проснулся мать его!) и начал меня поучать что просто так входить нельзя, что надо сначала запросить по рации и что мол валите…. ну я попробовал с ним вступить в переговоры, но «служащий» был слишком упорен, послан на …, английского равно как и итальянского он не понимал, по крайней мере мата, так что я не особо понимаю зачем мне было запрашивать эту марину по VHF , в итоге мы вышли и я чисто для приличия запросил по VHF 9 следующую марину, которая находилась сразу за этой — Marina Ibiza могу ли я туда зайти, насчет чего получил утвердительный ответ что нас там всегда ждут… что впрочем не удивительно, учитывая цены (в Картахене стоянка стоила 25 EUR, на Ибице — 217 EUR)

Итак, 14:20, мы встали на Ибице.

Изначально мы хотели постоять на Ибице 2 дня, но стоимость стоянки сократила наши планы… вечером весь экипаж пошел в клуб PASHA, а я лег спать в надежде выспаться…. но нет, часов в 5 утра я был разбужен народом, который после клуба уже успел догнаться «столичной»…

06.05 Утром все наконец уснули… а я пошел гулять, вернулся я когда все уже более-менее проснулись и организм требовал опохмела… благо что в Испании в это время сиеста и практически все закрыто.

На Майорку

18:30 вышли на Майорку.

Опять ветра нет.

07.05 Ночью, в вахту, которую стояла Ольга, а я дремал, Александр зачем-то выполз наружу, развернул стаксель, попытался начать поднимать грот и… чуть не исполнил штуку под названием «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ». Я тут же выбежал, они к тому моменту пытались исполнить маневр «спасение налобного фонарика» который в процессе упал за борт вместо Александра и благополучно плавал, жизнерадостно светясь… Александр был препровожден в свою каюту, фонарик — плавает там где-то до сих пор, батарейки как известно в фонарях со светодиодами живут долго, так что если встретите неведомый огонь в воде возле Майорки — это он ))

Майорка

09:00 мы наконец пришвартовались на Майорке, в городе Пальма-де-Майорка.

У меня сразу груз с плеч свалился: яхта цела, люди живы и здоровы несмотря на все поползновения… моя миссия как капитана окончена!

log

Итого мы прошли около 1400 nm

Собственно на этом мое повествование заканчивается, потому что дальше были чисто сухопутные приключения.

Единственное что осталось добавить это карту нашего маршрута, каким он получился в итоге: