Особенности стакселя на закрутке.
В большинстве своем стаксель держит хорошую форму только в полностью развернутом виде. Особенно это касается старых, растянутых парусов. Старайтесь до последнего идти на полном стакселе и закручивайте его, только когда все другие средства для уменьшения парусности использованы.
Уменьшать площадь стакселя в сильный ветер лучше на попутном курсе. На попутном курсе тяга стакселя уменьшится, особенно если прикрыть гротом, и его можно будет быстро, аккуратно, без особых нагрузок закрутить. В положении левентик парус наоборот испытывает сильные ударные нагрузки и свернется неравномерно, со складками, и ,естественно, потеряет форму.
Если выходите из марины в сильный ветер, то не распускайте больше стакселя, чем надо. Так он будет держать лучшую форму, чем в случае когда его придется обратно закручивать. Раскручивать стаксель после выхода из марины удобнее на полных курсах — ветер сам его вытащит, надо только придерживать закрутку.
При уменьшении площади стакселя на остром курсе парус теряет форму, поэтому лучше закрутить его практически полностью, желательно на попутном курсе, а потом раскрутить до требуемого размера. При этом надо не забывать перенастраивать каретку погона стаксель-шкота.
Стаксель на полных курсах.
На полных курсах точка крепления стаксель-шкота просится за борт и вперед, иначе не получается хорошо настроить стаксель. Это можно сделать, проведя дополнительный стаксель-шкот через утку. Работая двумя шкотами относительно легко оптимально настроить стаксель. Применение дополнительного шкота оправдано на курсах от галфвинда до фордевинда, особенно актуально для длинных галсов. Дополнительный шкот удобнее всего провести через утку в районе вант на кормовую утку и с неё на лебедку.
Аккуратнее с лебедкой.
При рифлении стакселя не надо прилагать сильных усилий на лебедке. Если Вам приходится прилагать особые усилия на лебедке при рифлении стакселя, то значит, что-то не так. Могут быть проблемы с механизмом закрутки, могут быть проблемы с веревкой закрутки, могут быть проблемы с фалом. Разберитесь с причиной, прежде чем, что-то сломаете.
Самый неприятный возможный вариант — порвать штаг, точнее выкрутить трос из запрессовки. Это возможно в случае если заклинило или разорвало подшипник (верхний или нижний) закрутки, или же если кто-то слишком ослабил стаксель фал и он намотался на штаг. Прилагая чрезмерные усилия в такой ситуации, у Вас есть шанс вырвать трос штага из запрессовки, и как результат уронить мачту.
Если при раскручивании паруса веревка закрутки выпала из катушки и закрутилась вокруг штага, то в такой ситуации вы рискуете сломать катушку закрутки и вырвать элементы проводки. Чтобы избежать этого при постановке паруса надо придерживать конец закрутки, и веревка будет аккуратно и плотно наматываться на катушку.
На круизной яхте постановлены два стакселя (пассатные стакселя) на курсе фордевинд, стаксель-шкоты вынесены на блоках вперед и на борт в район вант-путенсов.