Процедура CHECK IN
Вот Вы уже в марине и перед Вами ряды аккуратно выстроенных яхт. Самое большое желание, естественно, побыстрее сесть на яхту и отплыть, но не спешите – нужно пройти процедуру приемки лодки и пройти ее как можно с большей пользой для себя в дальнейшем плавании.
Процедура CHECK IN ( на английском языке это выражение переводится как регистрация) – это общение с ответственным представителем чартерной компании, который показывает, что и где на лодке находится. Он рассказывает об особенностях тех или иных устройств, объясняет и показывает, как они работают. Если яхтсмены берут лодку за границей впервые, то они часто боятся показаться некомпетентными и спешат сказать что им все понятно и легко могут не заметить что что-то на лодке не работает. Не помешает при проходе процедуры CHECK IN хотя бы минимальное знание английского языка.Не бойтесь что Вы что-то не поймете. Уверяем Вас — для многих представителей чартерных компаний английский также как и для Вас не является родным, и речь их не будет так уж насыщена идиомами как у родных его носителей.
Главное при проходе процедуры CHECK IN:
1. Не бояться спрашивать.
2. Убедиться что сотрудник все показал Вам на яхте и оно действительно работает.
3. Не забывать, что сотрудник чартерной компании сам может “давить” на клиента, делая вид, что не понимает его, а также хочет побыстрее освободиться и заняться другими клиентами – не беспокойтесь, когда Вы будете сдавать яхту, у него найдется время все на ней проверить. Все обнаруженные и не устраненные или не подлежащие устранению повреждения корпуса лодки, ее элементов и оборудования должны быть внесены в итоговый документ.
4. Не питать иллюзий по поводу новых яхт. Яхты эксплуатируются в разных условиях и отдельные узлы изнашиваются по-разному. Даже новые (то есть примерно годовалые) яхты могут иметь те или иные повреждения, поломки и недостатки.
5. Заведите собственный чек-лист с указанием всего, что нужно проверить на яхте домашняя заготовка надежнее стандартного перечня чартерной компании. После прохождения процедуры CHECK IN, представитель предложит вам подписать их чек-лист. Внимательно изучите его! Итоговый документ может содержать некоторые дополнительные условия по чартеру, – например, то, что лодка должна быть возвращена не позднее такого-то времени, такого-то дня. За опоздание вас оштрафуют.
А теперь по порядку:
Приборы
Характерные проблемы приборов, как управления судном, так и навигационных – плохие контакты и сбои в электронике. Например, в марине приличный ветер, а анемометр показывает 1–3 узла или анемометр отказывается показывать скорость ветра в узлах, хотя указание в метрах в секунду было похожим на реальность.
На стоянке в марине трудно проверить работу автопилота. Однако если вы идете небольшим экипажем и на значительные расстояния, не поленитесь выйти из марины для проверки. Частично работу автопилота можно проверить и у причала — включить автопилот и указать ему новый курс (кнопками +-1 и +-10 градусов). Если руль отработал эти новые указания, то, скорее всего, автопилот исправен.
Неисправная подсветка приборов создает неудобства в ночных переходах. Принимая яхту, это легко не заметить, так как процедура CHECK IN проводится днем. Гораздо хуже, если не работают ходовые и прочие огни. На это следует обратить особое внимание: перегоревшие лампочки – обычное дело.
Путевые компасы (если их два, как на двухштурвальных яхтах) нередко показывают разное направление на север. Отклонение может достигать и полутора десятков градусов. Устранить неполадку в этом случае быстро не получится, но надо договориться с экипажем, какой компас считать “главным”.
Если надписи на электрощите на неизвестном вам языке, нужно спросить перевод и сделать собственные наклейки, например малярным скотчем.
Что касается GPS и чарт-плоттеров, то до выхода в море проверить корректность их работы вряд ли представляется возможным. Хорошо иметь свой собственный GPS-терминал. Во-первых, вам будет известна его погрешность, а во-вторых, к нему не надо заново привыкать.
Закрутки, стопоры, лебедки
Сломанная лебедка по внешнему виду не отличается от исправной. Из-за неправильного обслуживания может выйти из строя механизм даже сравнительно новой лебедки. Не поленитесь поработать всеми лебедками перед выходом в море. Проверьте, как перемещаются по погонам каретки стаксель и грота-шкоты.
Швартовы и прочие “веревки”, смотанные в бухты, полезно вынести на пирс и размотать. Канаты бывают гнилые, с растрепанными концами. Когда они уложены в рундуки и прикрыты другими предметами, этого не видно.
Необходимо убедиться, что якорная лебедка не только есть в наличии, но и работает. Важно также выяснить длину якорной цепи и расстояние до меток, если таковые имеются. Распространенная проблема якорной цепи – она вся покрыта солью и плохо уходит из якорного ящика, потом плохо в него укладывается. Проверьте, закреплен ли ее конец. Будет довольно глупо потерять якорь вместе с цепью на стоянке.
Паруса и бегучий такелаж
Обязательно! надо осмотреть паруса, шкоты и фалы. Для разных регионов характерны разные погодные условия. В Хорватии, например, мы приняли лодку, которой было уже несколько лет, но паруса сохранились идеально. Возможно, ими почти не пользовались (Из-за слабых ветров Адриатику кто-то назвал “дизельным морем”). А вот на Канарских островах, к примеру, наоборот, трудно сохранить паруса в хорошем состоянии хотя бы до конца сезона. Для проверки не бойтесь полностью развернуть паруса непосредственно у причала. Если на парусах нет очевидных повреждений, посмотрите на швы. Потрепанные нитки и другие дефекты, может быть, не повод настаивать на замене части оснастки или всей арендованной яхты, но вы, тем не менее, сможете сделать вывод о допустимой нагрузке на тот или иной парус в свежую погоду без риска повредить его.
Комплектность
Для проверки комплектации лодки чартерная компания предлагает свой контрольный перечень (check list). Число указанных в нем позиций от компании к компании может различаться. Часто он не включает отдельные стандартные пункты, поэтому важно не забыть проверить и то, чего в нем нет. Так, однажды на принимаемой лодке отсутствовали штормовые леера (очень бы пригодившиеся в дальнейшем). Как-то раз в комплекте отсутствовали весла для тендера, и хотя они входили в список, пришлось долго и настойчиво напоминать о них представителю чартера.Особое внимание следует обратить на спасательное оборудование, его расположение на лодке, исправность и дату последней проверки. Обязательно выяснить, где лежат инструменты и запасные части.
Мотор
Наши возможности проверить двигатель весьма ограниченны. Мы можем включить его, убедиться, что он работает, а струя воды из системы охлаждения выходит за борт. Кроме того, нужно проверить уровень масла, уровень воды и посмотреть, нет ли лужи под мотором. Важно уточнить максимально допустимое число оборотов двигателя, оптимальный режим его работы, потребление топлива, объем топливного бака, а также убедиться в наличии ключа для открывания лючков топливного и водяных баков.
Подвесной мотор для тендера тоже надо завести. Обратить внимание следует в том числе, на целостность предохранительной шпильки гребного винта. Шпилька разрушается при повреждении гребного винта, предотвращая тем самым повреждение двигателя. В этом случае винт будет свободно вращаться на своей оси, не будучи связанным с мотором. Понятно, что таким мотором, во-первых, невозможно пользоваться, а во-вторых, вас потом обвинят в его поломке.
Документы
Некоторые чартерные компании (особенно этим грешат австрийские и немецкие) “забывают” обеспечить яхту документацией на английском языке. Кроме того, попросите показать, какие именно документы следует демонстрировать портовым властям и полиции (регистрация, страховка и прочее).
Бытовые помещения
Обязательно надо проверить запорные краны в санузлах и положения, в которых они закрыты и открыты. Также, нужно проверить работу газовой плиты и работу холодильника.