На современной круизной яхте много верёвок, и часто они путаются,
завязываются в замысловатые узлы и перекручиваются. Даже при использовании из аккуратных бухточек. Причина кроется в бухтовании «кольцами». При складывании каждого кольца происходит подкручивание верёвки и она получается перекрученной. Если такую бухту растянуть за концы, то образуется спираль. При использовании появляются узлы, верёвка путается или же перекрученной уходит через стопора и блоки к парусам. Это также происходит если красиво сложить верёвку кольцами на лебедку.
Если верёвка не запуталась и ушла перекрученной через блоки, то проблема просто отодвинулась во времени.Когда она выбирается под нагрузкой, то каждый блок стремится спрямить веревку и оставить все закрученные обороты за блоком. Длина верёвки за блоком уменьшается, а количество закрученных оборотов остается практически прежним.Особенно сильно это проявляется на грота-фалах катамаранов. Также часто встречается на шкотах стакселя- автомата, где шкот проходит через несколько блоков, поэтому закручивание проявляется более сильно.
Поэтому лучше бухтовать верёвку не кольцами а «восьмеркой».
Бухтование верёвки «восьмеркой»: бухта удерживается одной рукой, а другая делает петли по обе стороны от руки. Конец каждой петли обязательно должен входить в удерживающую руку с той же стороны, с которой начинался этот оборот петли. Сматывать бухту желательно в сторону свободного незакрепленного конца. Чтобы избавиться от скопившихся ранее перекручиваний, можно встряхивать и раскручивать верёвку. Когда верёвка бухтуется восьмеркой, она НЕ закручивается. При растягивании такой бухты образуется не спираль, а «змейка».
Укладывать на палубе для быстрого использования также лучше восьмеркой, а не кольцами. Этот метод может быть использован для приготовления якорной верёвки перед сбрасыванием якоря, для приготовления длинных швартовых перед использованием.
Если же Вы попали на яхту с уже перекрученными верёвками, то постарайтесь избавиться от всех перекручиваний. Перекрученную верёвку можно раскрутить вручную, ориентируясь на узор оплётки. Возможно такую операцию придется повторить несколько раз. Полностью восстановить верёвку очень тяжело. На катамаранах надо обращать особое внимание на перекручивание грота-фала, чтобы потом не лезть на мачту избавляться от перекручиваний.
Видео от альпинистов.