Всегда следует придерживаться безопасной скорости, при которой яхта ещё хорошо слушается руля.
Каждая яхта имеет свои особенности, поэтому имеет смысл на незнакомой яхте сразу по выходу на открытую воду проверить маневренность. Практически при каждой швартовке приходится выполнять разворот «на месте» на 0-360 градусов со сменой направления движения с переднего на задний ход. Отработайте этот элемент.
При швартовке кормой к причалу лучше заранее на свободной воде перейти на движение задним ходом.
При переключении с переднего хода на задний и наоборот надо делать небольшую паузу на нейтрали.
Яхта заточена под хождением вперед: форма корпуса, винт, перо руля. Поэтому маневрирование на заднем ходу не так просто и эффективно как на переднем. Когда Вы тормозите, включая заднюю передачу, будьте готовы, что торможение не будет очень быстрым, в худшем случае может слететь винт.
Прежде чем включить переднюю передачу, установите перо руля в нужное положение. При включении передней передачи на пере появляется сильный поток воды от винта, и яхта, повернется так, как будто Вы движетесь вперед, даже при отрицательной скорости яхты относительно воды.
Сначала включите заднюю передачу, а потом крутите штурвал. При включении задней передачи на пере руля не появляется дополнительного потока от винта, поэтому никаких неожиданностей сразу не предвидется.
Не так важно зайти на сложно доступное место швартовки, как важно в дальнейшем выбраться оттуда, или же в любой момент иметь возможность прервать маневр швартовки.
Рассматривайте экипаж из новичков как дополнительную помеху. Объясните экипажу, что все делается только по команде шкипера и инициатива наказуема.
Советы служащих марины и сочувствующих это хорошо, у них обычно хорошие намерения, но реальную ситуацию на борту знаете только Вы и за яхту и экипаж отвечает шкипер. Если советы расходятся с Вашим планом швартовки, то не следует слепо следовать этим советам.
Планируйте действия по швартовке заранее, если что-то идет не по Вашему плану, то лучше прервать швартовку и зайти заново.
Для швартовки кормой к причалу следует всегда так выбирать свободное место, чтобы подходить против ветра или хотя бы при боковом ветре. Вариант подхода по ветру только в крайнем случае, для него необходимы помощники.
Если есть место рядом с уже стоящей яхтой, то можно вывесив достаточное количество кранцев с её стороны, при швартовке прижаться к этой яхте.
Подходить к причалу по ветру следует только когда нет других вариантов, и когда у Вас будут помощники. Подходить против ветра значительно легче и безопаснее.
Швартовы надо готовить заранее. Длина швартовых имеет большое значение. Слишком длинный швартов тоже не очень хорошо.. Никаких узлов на швартовых быть не должно.
Очень важно распределение кранцев по бортам яхты. Верхний край кранца должен быть чуть выше края наименьшей из высот, либо палубы, либо понтона. При подходе кормой желательно иметь по одному бортовому кранцу как можно ближе к корме. В случае неудачного маневра именно этим местом наиболее вероятно касание соседней яхты. В случае втискивания/расталкивания яхт именно такое расположения кранцев позволит безпроблемно начать протискиваться. Полезно отрядить одного из членов экипажа с кранцем в руках, чтобы в случае необходимости он проложил кранец в месте соприкосновения. Руки, ноги и другие выступающие части тела использовать для одерживания яхты запрещается.
Швартовка в марине кормой к причалу (пример).
Идем вперед по марине с небольшой скоростью, обеспечивающей устойчивую управляемость. Обычно 2-3 узла.
Нам необходимо поменять направление движения, чтобы зайти задним ходом в проход расположенный слева.
Переводим дизель в нейтраль. Выбираем момент начала маневра.
Включаем малый задний ход. Яхта начинает немного притормаживать.
Перекладываем руль до отказа и начинаем разворот направо. Яхта начинает поворачивать направо. Винт вращается назад и тормозит яхту, но так как яхта ещё движется вперед, то она и управляется рулем как на переднем ходу.
Работая ручкой газа, останавливаем в нужный момент времени поступательное движение яхты вперед. Сила поддерживающая вращательное движение пропадает и вскоре вращательное движение прекращается. В момент практически нулевой скорости лодки относительно воды, явно проявится «колесный» эффект, эффект заброса кормы. Лучше конечно учесть его влияние заранее при начале маневра, но Вы поворачиваете практически на свободной воде и в крайнем случае всё можно исправить сразу после набора достаточной для управляемости скорости.
Началось поступательное движение задним ходом, работая штурвалом задаем яхте необходимое направление движения.
Как только яхта стала устойчиво управляться, можно уменьшить обороты, а в дальнейшем перейти на нейтраль. Подходим к планируемому месту швартовки, начинаем поворачивать.
Перед причалом, обычно за 2-3 метра устанавливаем перо руля в нужное положение ( обычно в ДП ) и начинаем торможение. При торможении, изменяя положение пера руля, можно подправлять яхту в нужную сторону.
Аккуратно останавливаем яхту в нескольких сантиметрах от причала, или же упираемся кормовым кранцем в причал. Дизель в нейтраль.
Заводим кормовой швартов (обычно наветренный), включаем переднюю передачу. Если есть сила сносящай яхту в сторону, боковой ветер, течение, то ручкой газа на переднем ходу добиваемся устойчивого положения яхты.
Далее заводим второй кормовой швартов. Немного увеличиваем обороты, чтобы натянулись оба швартовых. Заводим муринг.
Потихоньку потравливая швартовы отходим от причала на 1-2 метра. Набиваем муринг.
Переключаем дизель на задний ход, сдаем назад и набиваем кормовые швартовы. Делаем просвет между кормой и причалом удобным для выхода.
Выключаем дизель.
Все действия, пожалуй, за исключением беготни с кранцем в руках, при таком варианте швартовки можно выполнить в одиночку.
Пример швартовки в «одиночку».
Пример не совсем удачной швартовки в сильный ветер.
Примет сложной швартовка в сильный ветер.
No Responses to “Основы швартовки под мотором.”