Довольно часто приходится вставать в небольших портах. Не всегда есть свободные муринги, приходится отдавать якорь. Но много чего лежит на дне, и якорь может зацепиться. Наиболее часто встречающийся вариант зацепа якоря — это зацеп за мертвый якорь для мурингов. Посередине порта лежит очень толстая цепь закрепленная на утопленных бетонных блоках, к этой цепи крепятся веревки-муринги. Часть веревок давно оборвана, недостающие никто не удосужился провести — нужен водолаз. Никакого дела до транзитных посетителей марин нет. Приходится рисковать и бросать якорь, надеясь, что он не зацепится за мертвый якорь.
Утром, при выходе из порта, выясняется, что якорь застрял намертво, попытки подергать в разные стороны не помогают. Конечно, Вы как человек предусмотрительный могли завести дополнительную веревку привязав её к пятке якоря (аналог буйрепа, только крепится не к бую а к цепи), и спокойно вытащить якорь за неё. Но не завели веревочку к пятке якоря…
Что делать? — Самое простое вызвать водолаза, но это деньги и время на его поиски.
Освобождаем якорь самостоятельно. Надо завести дополнительную веревку поближе к пятке якоря. Даже на чартерной яхте можно соорудить приспособление для освобождения якоря. Для этого находим что-то тяжёлое, например, гаечные ключи и прикрепляем их к крепкой и длинной веревке. Можно шкертиком, можно скотчем.
Обвязываем незатягивающуюся петлю вокруг якорной цепи. Потихоньку подходим к месту зацепа и выбираем якорную цепь, чтобы якорная цепь и веретено якоря были как можно вертикальнее. Опускаем наше приспособление на дно, петля с утяжелителем скользит по цепи, веретену и опускается на дно. Травим веревку, укладываем ее на дно, стравливаем как можно больше якорной цепи.
Отходим от места зацепа в противоположную сторону от ночной стоянки, как можно дальше, желательно кормой вперед, чтобы не натягивать цепь. Подготовка закончена. Цепь свободно провисает, веретено якоря горизонтально лежит на дне. За веревку вытягиваем якорь из зацепа, отрываем якорь от дна и подвешиваем его на утку. Если человеческой силы не хватает, то крепим веревку на утку и даем задний ход — усилия должно хватить для освобождения якоря.
Выбираем лебедкой свободную цепь и якорь. Отвязываем веревку, якорь в походное положение — дело сделано!
Кратко, алгоритм примерно таков:
- 1. Яхта подходит к месту зацепа, якорная цепь выбирается максимально вертикально.
- 2. Обвязываем вокруг цепи незатягивающуюся петлю с утяжелением.
- 3. Петля с грузом опускается вниз до упора, должна пройти всю цепь и веретено якоря. Веревка опускается ещё на несколько глубин.
- 4. Опускаем якорную цепь, веретено и цепь ложатся на дно.
- 5. Малым задним ходом уходим в противоположную сторону от ночной стоянки, цепь и веревка постоянно провисают. Желательно отойти на несколько глубин. Важно чтобы петля с утяжелением не ушла обратно вверх по веретену и цепи.
- 6. Натягиваем веревку и выдергивает якорь.
Способ рабочий. Недавно зацепил муринговую цепь в Калкане (Турция). Освободился именно таким способом. Правда, не так быстро как хотелось бы. Ошибкой было привязывание утяжелителя к швартову — швартовый конец оказался плавающим и связку из гаечных ключей и молотка не удалось опустить под воду более чем на пару метров. Стали тестировать все швартовы — швартовы оказались с положительной плавучестью, хотя были такие разные на вид. Из имеющихся на борту не плавающих веревок самой длинной почему-то оказался свободный конец топенанта, его и использовали.