На круизе «Майорка — Тенерифе» в море мы будем не одни, более того встретимся со многими судами. Это будут транспортные суда, паромы, лайнеры, рыбаки — кого там только нет. Все они ведут себя по разному. Необходимо уважать каждого участника движения. К тому же, мы отдыхаем, а они работают.
1. Большие транспортные суда идут от мыса к мысу — оптимизируют свои перемещения. На морских картах есть специальные выделенные зоны разделения движения около мысов, от одной зоны до другой суда идут по прямой, можно на карте провести коридор соединяющий две зоны разделения трафика на мысах и именно в этом коридоре ожидаются оживленный трафик. Также суда могут сворачивать с основного трафика в порты, поэтому особое внимание вблизи портов — суда могут изменять направление движения. Чтобы идти спокойно, не надо без особой нужды лезть на их предполагаемый маршрут. Не надо создавать трудности им и себе. Для входа в зону трафика надо заранее определиться с местом и временем и желательно нести усиленную вахту.
2. Паромы ходят от порта к порту, их траектории и расписание заранее известны. Например, Мелилья — Альмерия, Майорка — Барселона, Сеута — Альхесирас. Они идут быстро, и сами объедут Вас вдали от портов, но вблизи портов у них есть ограничения в маневре и лучше заранее уступить им дорогу.
3. Пассажирские лайнеры. Ночью освещены как новогодняя лодка и трудно определить их навигационные огни. Но они также заинтересованы в спокойном расхождении.
4. Рыбаки. Рыбаки работают в море. У них нет выделенных зон разделения трафика, у них нет полос движения, но у них есть рыбные места и у них есть график работы, привязанный к оптимальному времени сдачи улова.
Рыбные места: банки, склоны отмелей и т.п. На многокилометровой глубине рыбак очень редко работает, там его можно встретить только во время перехода за рыбой или с рыбой. Маневры рыбака во время лова трудно предсказать, наверное, для этого надо самому быть рыбаком. Но они работают и у них нет времени обращать внимание на окружающих и они очень ограничены в маневре. При планировании маршрута необходимо учитывать возможность встречи с рыбаками. Когда рыбак возвращается с уловом, он занят разбором добычи и орудий лова, у него всё внимание на работу, он идет практически по прямой к месту сдачи улова. Огни знать надо , но часть огней может быть закрыта орудиями лова, часть может быть неисправной, рыбака надо уважать. В Испании крупные рыбаки ходят с АИСом.
Крупные рыбаки выходят ночью часа в 3, чтобы утром доставить улов на берег. Рыбаки помельче, которые ловят для себе, для ближайшего ресторана, они выходят на рассвете. Марокканские рыбаки в районе выхода из Гибралтарского пролива на ночь выставляют поверхностные сети на банках, на удалении до 30 миль от берега, а под утро снимают сети и возвращаются на берег. Марокканцы в большинстве своем ходят без АИСа, более того где-то процентов 30 из них не видны на радаре.
Много рыбаков от Аликанте до Картахены и от Картахены до Альмерии, в районе Малаги, после Гибралтарского пролива на марокканской стороне. На нашем маршруте с рыбаками встречаемся от мыса Палос до Картахены. Местечко рыбное, «мелководье», идем по рыбным места примерно 20 миль. Между Картахеной и мысом Кабо де Гата также встречаются рыбаки около берега, но не очень много. Плотность рыбаков значительно возрастает в районе Кабо де Гата — рыбное место, там большая отмель уходящая в сторону Африки. Идя вдоль берега (не более 2-3миль от берега) до Малаги рыбаков практически не встречаем, впрочем как и «взрослых» судов. Малага обладает огромным рыболовным флотом, надо быть повнимательнее, ночной выход рыбаков из Малаги впечатляет (если попадете в этот район около 3-4 часов ночи). От Марбельи до Гибралтара также рыбаков есть в наличии.
Отдельная история марокканские рыбаки! Они ставят на ночь поверхностные сети южнее выхода из Гибралтара. Сетей много, сети в большинстве своем оборудованы слабенькими огоньками, надо быть предельно внимательными. Лучше всего избегать прохождения этого района в ночное время. Часть сетей может быть без огней; часть рыбацких судов может быть не видна на радаре (технология стелс), часть может быть вообще без навигационных огней. Но они стараются сохранить свои сети, свой улов, подсвечивают прожекторами сети, пытаются помочь Вам в прохождении лабиринтов. В сети ни разу не попадал, но наманеврировался между ними в свое время достаточно. Особенно много сетей было весной 2017 года, шли как по извилистой улочке.
Не забывайте, рыбаки работают, кормят свои семьи, относитесь к ним с уважением.
5. Огни.
Навигационные огни важны для ночного расхождения. Если не удается распознать красный и/или зеленый, то направление движения судна можно узнать по топовым огням, обычно очень хорошо читаются два топовых огня, носовой и кормовой, судно движется от высокого к низкому. При движении носовой огонь ниже кормового, на стоянке носовой выше кормового. Естественно два топовых, один над другим трактуются как судно идет на нас. Все участники движения пытаются следовать правилам МППСС, следовать хорошей морской практике, стараются нести соответствующие навигационные огни.
Но бывает огни выходят из строя, бывает путают огни при монтаже, бывает просто забывают включить. Но делают это без злого умысла. Всякое бывает. Как-то раз прошел от острова Майорка до острова Ла Пальма с триколором установленным наоборот, кто-то при смене лампочки поставил огни задом наперед. Встречался со взрослыми судами, идущими без единого огонька. Часто стоят без огней на якоре — разгильдяйство.
6. Вежливость. В открытом океане, «взрослые» суда практически всегда стараются вовремя посторониться и разойтись с парусными яхтами. Другое дело места где они ограничены в маневрировании. Например, заход в порт, прохождение пролива, маневрирование в узостях — здесь нам необходимо проявлять повышенную вежливость, чтобы наши маневры читались однозначно безопасными.
7. Наш маршрут.
Майорка. Выход с Майорки — маловероятны расхождения с лайнерами и паромами, немного яхт, немного мелких рыбаков.
Мыс Палос. Подходим к мысу Палос перед Картахеной — пересечение полосы движения «взрослых» судов. Далее до Картахены «рыбное место», особых сложностей с рыбаками не возникает. УКВ связь с мариной (YPC marina) появится только при прямой видимости, за пару миль до марины, когда повернем на север.
Картахена — мыс Кабо де Гата. Возможно встреча с рыбаками около берега. У мыса Кабо де Гата «рыбное место», ночью надо быть повнимательнее.
Малага. Большой порт, много рыбаков. Далее до Марбельи и до пролива встречаем немного рыбаков.
Гибралтарская скала. В проливе течение из Атлантики в Средиземку, поэтому желательно стартовать на Сеуту из-под самой скалы. Идем прижимаясь к скале, много судов стоит на якорях, но они лишь ограничивают видимость. Особое внимание судам заходящим в Гибралтарскую бухту, в основном идущим из Средиземного моря.
Гибралтарский пролив. Суда движутся по системе разделения трафика, с ним легко и просто расходиться, посмотри налево, потом посмотри направо после пересечения середины пролива, всё как при переходе улицы. Некоторую нервозность вносят суда сворачивающие в Гибралтарскую бухту, необходимо вовремя замечать их маневры. Паромы Альхесирас — Сеута проходят сквозь трафик легко и непринужденно. Войдя в порт Сеуты можно немного отойдя от входа спокойно убрать паруса и подготовиться к входу в марину Геркулес, акватория порта позволяет это сделать. Обратный переход Гибралтарского пролива из Африки в Европу также не представляет особой сложности.
Гибралтарский пролив, выход в океан. В проливе почти всегда течение из Атлантики, для нас встречное, поэтому идем прижимаясь к европейскому берегу до самой Тарифы. После Тарифы суда начинают расходиться из зоны разделения движения, основная масса забирает севернее и уходит в сторону Португалии, кто-то поворачивает на юг, и часть судов уходи в Америку. Оживленно только севернее выхода из Гибралтарского пролива. Но есть ещё марокканские рыбаки! Они выставляют на ночь поверхностные сети южнее выхода из пролива, на расстоянии до 30 миль от марокканского берега. Примерно через 60 миль от Гибралтарской скалы наступает успокоение движения, трассу идущую на север Европы уже пресекли, марокканских рыбаков прошли.
Океан. В океане всё прекрасно, суда встречаются очень редко, и сторонятся охотнее, у них есть место для маневра.